От экономического мышления к решению сложных кейсов: в МИЭФ стартовал новый сезон ICEF Academia
ICEF Academia – это интегрированная программа подготовки студентов, нацеленных на академическую работу. Здесь готовят будущих ученых-экономистов. Со студентами программы индивидуально работают лучшие преподаватели-исследователи, ведущие научную работу и вовлекающие в нее студентов. Программа является факультативной для учащихся, успешно выполняющих основную программу МИЭФ, и нацеленных на исследовательскую карьеру, включая поступление на PhD программы ведущих мировых университетов.
ICEF Academia — бесплатная программа, выбирают ее обычно наиболее сильные и мотивированные студенты МИЭФ.
Камбоджа, не знающая инфляции
В 2004 году старший преподаватель Факультета экономических наук Вышки Андрей Дементьев консультировал инвестиционный проект в Камбодже. Ему понадобились данные об инфляции в стране.
«Проблема была в том, что информации не было. Было абсолютно невозможно нагуглить информацию, потому что не было никакой статистики. Страна восстанавливалась после гражданской войны и в экономике многое еще нужно было создать», — рассказывает преподаватель. Данные он в итоге добыл, правда, как именно — уточнять не стал, отметив, что повторить его путь как раз по силам выпускникам ICEF Academia.
«Именно на решение таких задач нацелен курс экономического мышления», — уточнил Андрей Дементьев. Стоит добавить, что он и ведет этот курс в ICEF Academia.
Модель мышления: экономическая
На программе ICEF Academia готовят будущих ученых-экономистов. «Экономическое мышление» (Economic Thinking) — один из ключевых курсов программы.
В начале обучения «Экономическому мышлению» все студенты проходят онлайн-курс Model Thinking. «Самому экономическому мышлению там посвящена примерно треть», — поясняет эксперт. Онлайн-курс экономит время преподавателей на объяснение материала.
«На этом курсе у нас достаточно времени, чтобы играть в классные экономические игры. Обычно на курсе по экономике у преподавателей времени не хватает», — добавляет он. Экономические игры позволяют на практике понять теорию игр, познакомиться с логикой формирования ожиданий или с механикой формирования рационального поведения.
Кроме экономических игр студенты обсуждают кейсы из жизни в терминах экономики или парадоксы, которые существуют в экономической теории.
В рамках ICEF Academia студенты также изучают математику и статистику на продвинутом уровне. Например, курс математики здесь называется Calculus++. Стандартный курс по математике на МИЭФ – Calculus. Для продвинутого уровня к названию прибавили два плюса — по аналогии с языками программирования C и C++.
Кроме математических наук, логики и статистики здесь “прокачивают” soft-skills экономиста. Например, курс Social Science Thinking and Research обучает мыслить, как ученый в социальных науках. А упомянутый уже Economic Thinking — прививает студенту мышление ученого-экономиста.
Learn how to learn
Специалисту необходимо не только много знать, но и уметь добывать нужные знания, подчеркнула новый академический координатор программы и доцент МИЭФ Татьяна Майская. «Фокус программы на умении задавать нужные вопросы, искать информацию, находить ответы— подчеркнула она. Даже человек с немалым багажом знаний может столкнуться с вопросами, на которые у него нет мгновенного ответа. «Самый важный навык, который мы можем вам дать, это научить самому учиться», — отмечает Татьяна Майская.
Доцент Факультета экономических наук Виктория Добрынская рассказала про вторую часть программы — Advanced Research Program. Студенты в этой части обучения продолжают заниматься исследованиями, а отдельное внимание уделяется изучению и пониманию научных статей. Без этого невозможно обойтись в научной и исследовательской деятельности. «Поэтому вы должны иметь особенный навык чтения научных работ, поначалу это достаточно тяжело», — признается Виктория Добрынская.
Во второй части программы ICEF Academia есть три исследовательских направления. Сама Виктория Добрынская ведет направление ценообразования активов — Asset Pricing Track. Она представила некоторые примеры тем, которые будут изучать студенты программы. Среди них — анализ рынка криптовалют и оптимизация портфеля с помощью различных классов активов.
Координаторы ICEF Academia Наталия Когутовская и Наталья Архипова рассказали, как устроена ICEF Academia в 2023-2024 учебном году.
Структура учебных курсов в ICEF Academia
Курс на энтузиазме
В 2023 году в траектории программы «Количественный анализ» появился новый прикладной семинар с аналогичным названием — его создали сами студенты - выпускники курса Advanced Statistics. Специализациями данного семинара являются финансовая математика и статистические методы анализа данных.
«В прошлом году курс шел неофициально. Некоторые студенты оставались сами, по доброй воле, после пар, и обсуждали, работали над исследованиями и проектами. Тогда курса еще не было и они не знали, к чему приведет их работа», — рассказывает доцент Международного института экономики и финансов Ярослав Люлько.
«Одно дело изучать готовый материал по лекциям преподавателей, а другое – собираться по вечерам и работать самостоятельно, обсуждать открытую повестку и самим формировать программу, — говорит Ярослав, — это требует высокой мотивации и выдержки. Студенты-участники семинара ориентированы как на фундаментальные, так и на прикладные исследования и проекты».
«В ICEF Academia можно получить хорошие навыки не только для PhD, но и для экономической аналитики в индустрии», — подчеркивает координатор ICEF Academia, доцент МИЭФ Наталия Когутовская.
«ICEF Academia — это отличная возможность сделать что-то вместе», — добавляет она. Студенты совместно работают над исследованиями, а в соавторстве с преподавателями выпускают научные статьи.
Так, например, студент магистратуры Валентин Степанов написал научную статью вместе с профессором НИУ ВШЭ Еленой Федоровой. Научную статью опубликовал журнал European Journal of Innovation Management.
Исследователи изучали влияние новостей на курсы ценных бумаг. «Основная идея была в том, что для низколиквидных акций эффект новостей на доходность будет отличаться», — рассказывает Валентин Степанов. Для исследования применяли текстовый анализ. «Магистратура включает курс по машинному обучению», — добавляет Валентин.
Текстовый анализ — метод изучения, при котором нейронная сеть старается количественно оценить текст. Чаще всего нейросеть оценивает тональность текста, определяет основные темы или ключевые слова.
«В моем исследовании текстовый анализ помог разделить новости на позитивные и негативные, а также разбить их на определенные темы», — продолжает Валентин Степанов. В процессе научной работы исследователь получил немало не только научных, но и личных инсайтов. Один из них – то, что сбор информации может занимать месяцы, а самая интересная стадия исследования может наступить только в самом конце работы.
«Студенты программы справляются с очень серьезными исследованиями, даже несмотря на то, что у них пока нет аспирантской (PhD) степени», — отметил руководитель магистерской программы МИЭФ «Финансовая экономика», кандидат экономических наук и профессор МИЭФ Максим Никитин.
«Когда вы пройдете ICEF Academia, вы попадете на фронтир конкуренции между человеческим мышлением и искусственным интеллектом», — отметил Андрей Дементьев. Исследовательские функции в будущем может на себя взять искусственный интеллект, ICEF Academia стремится воспитать в студентах мягкие навыки, которые машины освоить не смогут»
На открытии ICEF Academia были подведены итоги за прошлый учебный год и традиционно объявили лучших среди студентов 1 и 2 курса.
По итогам 2022-2023 уч.г. среди студентов 1 курса победителями ICEF Academia стали:
- Гаврилов Михаил
- Хеирхабаров Эльман
- Демский Илья
- Охлопков Андрей
Среди студентов 2 курса победителями ICEF Academia по итогам 2022-2023 уч.г. стали:
- Самокиш Антон
- Рогоцкая Мария
- Ашмарин Иван
- Дергилева Анастасия
- Киселев Георгий
Девять победителей были премированы поездкой в Летнюю школу в SWUFE (Юго-Западный финансово-экономический университет в Китае) за счет средств МИЭФ. Каждому победителю также были вручены сувениры с символикой МИЭФ.
Поздравляем ребят!
Авторы: стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Артём Самойлов и Дарья Володина