Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Совместить науку и искусство: зачем нужна трансдисциплинарность в креативных индустриях

Аспирантура в креативных дисциплинах — это в первую очередь сочетание науки с практикоориентированностью. Что дает художникам знание биологии, нужны ли творческому человеку благоприятные условия и стоит ли упрощать сложное, обсуждали дизайнеры, художники и исследователи на конференции «Науки об искусстве и дизайне: трансдисциплинарность, практикоориентированность, геймификация», организованной как день открытых дверей аспирантской школы по искусству и дизайну в расширенном формате.

Совместить науку и искусство: зачем нужна трансдисциплинарность в креативных индустриях

iStock

Автор: Дарья Володина, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily

Искусство, биология и герметичность

Академический руководитель аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ Людмила Алябьева предложила поразмышлять над трансдисциплинарностью в гуманитарных науках и над степенью ее необходимости для человека с творческой специализацией.

«Сейчас, к примеру, очень популярно направление био-арт», — отметила академический руководитель магистерской программы «Практики современного искусства» Ирина Сахно. Она рассказала, что взаимосвязь гуманитарных наук, например, с биологией или любым другим предметом в настоящее время абсолютно естественна. В ситуации наличия очень широкого информационного поля появление новых направлений, которые требуют дополнительных знаний, неудивительно. За счет смены культурных парадигм, по мнению Ирины Сахно, исследователи в области искусства иногда должны выходить из зоны комфорта и стремиться к освоению новых академических полей.

Высшая школа экономики

«Например, костюм мы не можем изучать в вакууме, потому что он существует в каком-то определенном контексте, и мы начинаем изучать и этот контекст тоже», — подхватила аспирантка Школы дизайна НИУ ВШЭ Светлана Сальникова. Вокруг теории моды и одежды есть видео-арт, перформативное искусство, социология и культурология. «Мы не можем оторванно от всего этого контекста исследовать костюм только с точки зрения дизайна одежды», — поясняет аспирантка.

Перформативное искусство — это форма художественного выражения, в которой главным инструментом и материалом является тело художника и его действия. Оно отличается от традиционных видов искусства, таких как живопись или скульптура, где художник использует внешние объекты для создания своих работ.

По словам Светланы Сальниковой, помимо перечисленных дисциплин, которые играют важную роль в полноценной работе с творческими направлениями, не стоит забывать и про взаимоотношения человека с объектом исследования.

«Если взглянуть на искусствоведческие факультеты в других вузах России, то там трансдисциплинарность — это практически ругательное слово», — обратила внимание аспирантка Школы дизайна НИУ ВШЭ Валерия Конончук. По ее мнению, человеку с желанием заниматься чем-нибудь «на границе» придется преодолеть большие трудности: есть множество школ, которые настаивают на таком узком инструментарии, и иногда это может оказаться проблемой. «Поэтому я радуюсь образовательным программам в нашей школе», — добавила она.

При этом, по словам аспирантки, замкнутость и герметичность всегда будет сосуществовать вместе с безумным связыванием одних дисциплин с другими. Нужен баланс.

В герметичности кроется и проблема нынешних медиа, подхватил главный редактор онлайн-журнала об искусстве и современности V–A–C Sreda Даниил Бельцов. Он рассказал, что обсуждал с главным редактором издательства Individuum Феликсом Сандаловым то, как важно смотреть под другим углом на разные вещи. Тот, по словам Бельцова, сказал примерно следующее: «Благоприятные условия на самом деле очень вредительны, и если бы на нашей планете были благоприятные условия, то динозавры жили бы до сих пор». Для человека творческой специализации полезно и нужно выходить из зоны комфорта привычных понятий и явлений, смотреть на свой предмет с точки зрения других академических дисциплин.

Научные тексты — это скучно?

Говоря о современных научных журналах, Ирина Сахно обратила внимание, что многие главные редакторы и коллективы сталкиваются с проблемой упрощения академического текста.

Четкого мнения, нужно ли упрощать академические тексты до уровня популярных, у нее нет, призналась Ирина Сахно, однако есть понимание, что в тексте должен присутствовать «какой-то духовный горизонт». Она рассказала, как в свое время слушала в МГУ лекции культуролога Сергея Аверинцева, который свободно переходил с древнегреческого на латынь и, не унижая аудиторию, говорил: «Ну, вы, конечно, помните 8-й сонет Вергилия».

«И ты понимал, что совсем не читал подлинного Вергилия», — улыбается Ирина Сахно. Для нее этот лектор стал примером высочайшего академического знания, к которому потом она стремилась всю жизнь. По мнению Ирины Сахно, важно поддерживать уровень академических текстов, даже если в итоге для кого-то они окажутся не совсем понятными.

Высшая школа экономики

С другой стороны, сейчас мы живем в огромном пространстве научно-популярного знания, и многие люди хотят быстро и без излишней рефлексии получить информацию.

«Недавно я открыла Bookmate и обнаружила, что у них есть опция “скучно”, и обратила внимание, что очень много “скучно” стоит на текстах Ханны Арендт (немецко-американский философ, основоположница теории тоталитаризма. — Ред.). И меня это немного озадачило, потому что я не знаю, как весело писать о тоталитаризме», — констатировала Ирина Сахно.

В свою очередь, Светлана Сальникова выразила мнение, что непростые для чтения тексты не должны подвергаться серьезному упрощению. «Сложные тексты не только интересно читать, их интересно и обсуждать», — пояснила аспирантка. Дискуссия о них в научном поле с исследователями, по ее словам, — это самая насыщенная и интенсивная часть.

Художник и нелюбовь к научным текстам

Творческие программы для художников, которые ориентированы исключительно на практику, довольно дефицитные. «На протяжении последних семи лет мы пытаемся запустить параллельно с академической программой PhD так называемую PhD by practice, которая была бы замечательной для многих художников, как будто весь мир уже это делает», — призналась Людмила Алябьева. По словам академического руководителя аспирантуры, Школа дизайна НИУ ВШЭ не имеет такой возможности, поэтому на образовательной программе всегда оказывают поддержку тем, кто далек от академического формата обучения, в частности практикующим художникам.

Светлана Сальникова призналась, что на собеседовании при приеме в аспирантуру Ирина Сахно сказала ей: «Светлана, я знаю, что вы практик, но вы понимаете, что вам нужно написать научную работу?» Аспирантка уточнила, что изначально ей было сложно и большая часть научной работы была переписана, но «с чтением сложной литературы можно видеть этот горизонт и понимать, к чему стоит стремиться».

В рамках конференции также проходил круглый стол «Протезированное тело: возможности и вызовы», в котором приняли участие художники, дизайнеры, инженеры и исследователи, в том числе историк моды Ольга Вайнштейн, художник-исследователь и аспирантка Анастасия Алехина, инженер Лев Лосев, дизайнер социально ориентированной одежды Наталья Малько, представительница фонда «Люди Будущего» Александра Будник и Наталья Тимофеева из центра протезирования и реабилитации «Динамика». Речь в том числе шла о том, какую роль мода и дизайн играют в процессе переосмысления телесной нормы.

В финале конференции состоялась презентация курса дополнительного образования «Стратегии исследования визуальной культуры: теории и практики», который создан усилиями аспирантов и выпускников аспирантской школы по искусству и дизайну. Курс основан на практико-ориентированном методе и представляет собой попытку креативного проектирования на основе академических исследований аспирантов.