Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Илья Писемский: «Самый глупый вопрос – тот, который ты не задал»

Эффективная работа финансового директора строится не только на базе компетенций и навыков специалиста. У топ-менеджера должно сложиться взаимное доверие с работодателем. Это особенно важно, когда вы работаете в высоко рисковом сегменте, фактически выстраивая цифровой банк. Своим опытом в разработке отечественного финтеха со студентами НИУ ВШЭ поделился финансовый директор группы «Тинькофф» Илья Писемский в рамках проекта «Мэтроном», организованного факультетом мировой экономики и мировой политики .

Илья Писемский: «Самый глупый вопрос – тот, который ты не задал»

iStock

Илья Николаевич Писемский — выпускник Финансового университета при правительстве РФ по специальности «Финансы и кредит» в 1997 году. В 2002 году получил MBA в Высшей школе бизнеса при колледже Бэбсона (CША). С июля 2008 года он является финансовым директором группы «Тинькофф».С 2005 по 2007 гг. работал руководителем Службы внутреннего контроля, а позже — заместителем Главного финансового директора АКБ «Союз».

Зарождение онлайн-банкинга

Идея банка «Тинькофф» родилась после того, как стало понятно, что дистанционное обслуживание в отечественном банкинге не развито от слова совсем: «Надо было идти всегда в отделение банка. Самым крупным тогда был Сбербанк, куда только пришел Герман Греф», — вспоминает Илья Писемский. Ходить в отделения банка, стоять в очереди ради проведения любой операции, искать в то время немногочисленные банкоматы — все это в то время выглядело мало привлекательным. Сейчас ситуация, конечно, изменилось, как и сервисы традиционных банков. Но именно тогда идея развития дистанционного банкинга виделась настоящим прорывом.

Многие процессы начинающего банка были позаимствованы у американского Capital One Bank, отмечает Илья Писемский. В итоге «Тинькофф» смог предложить своим клиентам один из лучших сервисов, существовавших в банковской сфере на тот момент. Такая же модель бизнеса применялась командой банка и дальше — к примеру, продукт «Тинькофф Инвестиции» стал результатом ответа на вопрос: а почему сделки по ценным бумагам не могут совершаться через телефон.

По мнению финансового директора, преимуществом «Тинькофф» стало то, что изначально молодой банк создавал свою нишу и не собирался конкурировать с действующими игроками на рынке: «Сбербанк занимает 50% экономики (банковского рынка). Конкурировать с ним бесполезно и невозможно. Надо просто представить себе, что Сбербанка не существует». И такой подход сработал.

Теперь же даже в будущем своими потенциальными конкурентами по финтеху в «Тинькоффе» видят в первую очередь не традиционные банки, а такие компании как Яндекс, Ozon, Wildberries: «Это для них вполне естественная история. Поскольку у них есть касания с огромным количеством людей», — говорит Писемский

В «Тинькофф» серьезно относятся к этому вызову и уже думают, куда двигаться дальше, чтобы не проиграть потенциальную конкуренцию за клиента.

На данном этапе преимуществом компании является наличие базы уже идентифицированных клиентов: сейчас клиентами Тинькофф являются 40 млн человек. Понятно, что существующим банковским сервисам значительно проще предложить новый банковский продукт, констатирует Илья Писемский.

Финансовый директор — не рутинная должность

Финансовый директор — одна из важнейших фигур в управлении любой компании. В «Тинькофф» эта должность относится к группе топ-менеджмента, которая занимается принятием ключевых решений на основании экспертизы, поясняет Илья Писемский. Это не про то, что ты должен выполнить конкретные задачи, скорее про готовность брать ответственность и принимать решения.

По словам эксперта, работу финансовым директором никак нельзя назвать рутинной: постоянно приходится работать с людьми, нужно предвидеть проблемы и, естественно, нужно быть честным.

Одно из важнейших условий эффективности работы финансового директора — взаимное доверие с работодателем: ни у одной из сторон не должно быть ощущения, что вас могут подставить. Илья Писемский признается, что в его практике с работодателем не обходилось без споров и даже конфликтов, при этом каждая сторона этой непростой коммуникации продолжала испытывать доверие друг другу. Только так можно строить стратегии и принимать непростые решения: иногда нужно довериться профессионалу, даже если его мнение не совпадает с твоим. Но без взаимного доверия это невозможно.

Стоит также учитывать, что финансовый директор обычно принимает важное участие в переговорах с контрагентами и потенциальными инвесторами, добавляет эксперт.

Банки ищут креативных аналитиков

Говоря о том, как выглядит современный соискатель рабочей позиции в банке, Илья Писемский подчеркивает, что старые представления о требованиях к сотрудникам финансового учреждения безнадежно устарели. Для успешной карьеры в структуре банка ключевыми являются уже не навыки бухгалтерского учета: сегодня необходимо в первую очередь обладать аналитическими способностями и уметь находить решения даже в самых сложных ситуациях.

Если вы хотите построить успешную карьеру, расти и развиваться, важно никогда не бояться вопросов, советует Илья Писемский. «Самый глупый вопрос — тот, который ты не задал», — говорит он. Еще один совет молодым специалистам: не стоит сильно зацикливаться на материальном мире, особенно на старте карьеры, и не стоит бояться рисковать. Все эти вводные должны лежать в основе выбора организации во время старта карьеры, считает Илья Писемский. А еще важно помнить, что ошибки совершают все: «Почти любую ошибку можно исправить», — добавляет он.