Звездная дипломатия и украденная Луна: стартовал VII сезон «Научных боев»
Первые в этом году «Научные бои» состоялись ночью, точнее, в самый разгар «НОЧИ Студента — 2024». Молодые исследователи говорили о полетах в космос, разбирали семиотику винных этикеток, обсуждали, как купание в ледяной воде влияет на психику «моржей», а жизненные обстоятельства — на перспективы женщины стать убийцей. Батл и выборы первого финалиста сезона прошли в Центре культур НИУ ВШЭ.
«Научные бои: Вышка» — традиционное для ВШЭ интеллектуальное состязание в формате словесного батла и возможность представить публике свою научную работу. Студенты-исследователи НИУ ВШЭ поочередно выходят на сцену, чтобы в течение 10 минут увлекательно и доступно рассказать о своем труде. Никаких презентаций и массовки — завоевать симпатии зрителей и жюри можно, обладая харизмой, навыками работы с аудиторией и используя небольшой реквизит. По итогам всех выступлений оценки жюри суммируются с результатами голосования слушателей, после чего объявляется лидер. В течение года проводятся четыре полуфинала, а их победители встречаются на финальной битве. Самые успешные исследователи награждаются призами, а чемпион сезона получает академический тревел-грант.
На открытии VII сезона презентации молодых исследователей оценивало жюри в составе:
старший преподаватель департамента психологии НИУ ВШЭ Ольга Абрамова;
доцент Школы философии и культурологии ФГН ВШЭ Анна Ганжа;
приглашенный преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики Алена Бернюкевич;
первый заместитель руководителя Школы коммуникаций НИУ ВШЭ Мария Мордвинова;
профессор-исследователь департамента правового регулирования бизнеса Юрий Фогельсон.
Тайный язык винных этикеток: как читать между строк
«Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке», — начала свое выступление Любовь Мардахаева, студентка 3-го курса бакалавриата образовательной программы «Реклама и связи с общественностью». Предмет ее исследования — дизайн винных этикеток и его влияние на покупателей. В рамках этой работы она изучила и проанализировала порядка 800 этикеток разных вин.
Студентка обратила внимание, что этикетки на бутылках не только транслируют информацию о дате розлива и стране производства, но и отсылают к определенному культурному контексту. Например, на этикетках вин из Германии чаще всего можно обнаружить культурные символы страны в виде гербов и пословиц, а на этикетках российских вин нередко встречаются мифологические персонажи и сюжеты легенд.
Любопытно, что вина с изображением виноградников часто ассоциируются с натуральным происхождением вина. Изображение кенгуру заставляет потребителей думать, что вино произведено в Австралии, а бабочки на этикетках вызывают ассоциации с легким вкусом. И таких семантических смыслов, подчеркивает Любовь Мардахаева, много.
Она уверена, что результаты проведенного исследования помогут дизайнерам, маркетологам и производителям улучшить продажи винных брендов.
Лед и пламя: что общего между алкоголем и холодной водой
Второй на ринг вышла Елизавета Белозерова, студентка 1-го курса магистратуры «Позитивная психология». Тема ее выступления — «Зависимость от алкоголя и холодной воды: что общего».
Елизавета провела 30 глубинных интервью с «моржами» — людьми, увлекающимися купанием в холодной воде, — чтобы выявить психологические особенности спортсменов, занимающихся таким видом закаливания. Она обнаружила, что холодная вода вызывает стрессовую реакцию организма и выделение гормонов, которые приводят человека в состояние эйфории, сравнимое с алкогольным опьянением.
Студентка сравнила алкогольную зависимость с увлечением холодным плаванием: у организма нет изначальной потребности ни в одном из стимулов. Оба вида деятельности могут вызвать зависимость из-за схожих факторов — генетики, влияния окружения и личностных особенностей, например слабой воли или завышенной самооценки.
Исследование показало неоднозначный эффект холодного плавания. С одной стороны, оно укрепляет иммунитет и помогает преодолеть страх, с другой — может привести к негативным последствиям: если увлечься, можно забыть об осторожности, что чревато осложнениями, вплоть до летального исхода. «Если человек не умирает, то в качестве бонуса он еще получает и ощущение эйфории и кайфа», — шутит студентка.
Чтобы моржевание не перерастало в зависимость, исследовательница посоветовала сохранять здравый смысл и знать меру. Вместе с холодным плаванием важно иметь занятие, где сложнее получить удовольствие для укрепления силы воли, ведь моржевание зачастую является «спортом для ленивых» и не требует высокой физической активности. Важно осознавать свои истинные потребности и находить разнообразные способы их удовлетворения, чтобы не «замерзнуть», добавляет Елизавета.
Жертва или палач: почему женщины могут убить
«В мировой литературе и СМИ существует консенсус, что самая частая причина совершения убийства женщинами — это самооборона», — отмечает Анна Луликян, студентка 1-го курса магистратуры ОП «Комплексный социальный анализ». Она вышла на сцену с темой «Почему женщины убивают».
«90% преступлений совершаются мужчинами», — констатировала она. Поэтому мотивы женщин мало изучены в науке, а изучить стоит.
В своем исследовании Анна сосредоточилась на российских реалиях: она проанализировала 300 судебных приговоров за период с 2017 по 2021 год, выбранных случайным образом из 3 тысяч судебных дел. Она учитывала социально-демографические характеристики, показания подсудимых и свидетелей. «Так как я социолог, а не судья, мне не нужно выносить окончательное решение, но я могу извлечь как можно больше данных из приговоров, поэтому решила учитывать показания всех как правду», — объясняет Анна свой подход.
Исследовательница выделила несколько типов женских преступлений. Из них убийства, совершенные жертвами домашнего насилия, являются самым распространенным типом и происходят в результате самообороны. Главный мотив таких убийств — страх за свою жизнь.
В ситуациях, где женщины сами активно участвуют в домашнем насилии, основным мотивом становится злость. Другой тип включает убийства, вызванные длительным психологическим насилием, не только против романтических партнеров, но и других родственников, особенно мужчин. В таких ситуациях психологическое насилие, как правило, исходит от обеих сторон и может выражаться в оскорблениях, унижении, проявлении ревности. Наконец, ситуативные убийства — они бывают среди знакомых и друзей, часто из-за внезапных конфликтов, притом что ранее стороны могли быть в хороших отношениях.
Особенно важен контекст ситуации. «Самым главным критерием отделения одного типа от другого являются не мотивы убийства, а обстоятельства — история насилия во взаимодействиях убийцы и жертвы», — подчеркивает Анна. Исследовательница обнаружила, что большинство убийств совершают женщины в возрасте 30–40 лет с низким уровнем образования и дохода, часто это происходит в семьях, где женщина является основным добытчиком. В большинстве случаев убийства происходят на почве семейных конфликтов, нередко при этом и убийца, и жертва находятся в состоянии алкогольного опьянения.
Звездная дипломатия: космические амбиции Китая, США и Японии
Финишировала «битва» выступлением студента 2-го курса магистратуры ОП «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии» Дениса Макарова. Он изучал космическую политику Китая и США и их взаимосвязь.
«Космическая политика — это явный признак высокого уровня развития страны», — подчеркнул исследователь. Причины, по которым нельзя разработать единую космическую политику, напрямую связаны с уровнем технических и финансовых возможностей страны: стратегические планы в космосе могут себе позволить только богатые страны.
«Слишком сильное влияние оказывают и национальные интересы, что мешает равномерно поделить космос», — добавляет он. Потому космос является, с одной стороны, пространством для развития науки, с другой — площадкой для соревнования и гонки вооружений.
Денис проанализировал, как космическая политика Китая влияет на решения США в космической сфере, даже несмотря на запрет NASA сотрудничать с Китаем. Исследователь создал собственные списки на основе моделей присутствия государств в космосе, поскольку обнаружил, что доступные списки не унифицированы и быстро устаревают.
Изучая программы космической гонки, Денис сфокусировался на схожести целей, технологий и временных рамок космических программ США и Китая. Так, например, вице-президент США Майк Пенс в 2019 году указал на отставание США от Китая в космических исследованиях Луны, подчеркивая необходимость ускорения проекта. Однако Конгресс США выделил меньше средств, чем требовалось, мотивируя это тем, что Китай до 2021 года не планировал миссии по высадке на Луну, а занимался строительством ракет и развитием космической станции.
Денис также исследовал планы по обновлению Китаем МКС и строительству собственной космической станции, что вызвало беспокойство в США. Несмотря на предложение NASA использовать частные космические компании для развития проекта, Конгресс США выделил ограниченное финансирование, что повлияло на принятие решения о продлении эксплуатации МКС до 2030 года. «Это показывает, как влияние одной страны может определять космическую политику другой», — подчеркивает автор исследования.
«Почему анализ космической политики важен? С точки зрения международных отношений это хороший пример того, как лунная гонка скрывает реальное влияние на принятие национальной космической политики», — уверен Денис.
По итогам зрительского и экспертного голосования победу в этом туре одержала Елизавета Белозерова с исследованием про «моржей». Второе место заняла тема женских убийств от Анны Луликян. Победители поблагодарили зрителей за поддержку и пообещали продолжить работу над исследованиями.
Стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики
Все новости автора