Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Стрессы, практика, четыре сессии: чем Вышка может напугать абитуриентов

Высшая школа экономики — относительно молодой вуз, его история началась в 1992 году. За тридцать лет Вышка обросла новыми программами, кафедрами индустриальных и высокотехнологичных компаний, практикоориентированными лабораториями, исследовательскими проектами, бизнес-инкубатором, а также слухами, мифами и сплетнями. Распространено мнение, что учеба в НИУ ВШЭ дается несладко: многие говорят о неподъемной нагрузке, высокой конкуренции и огромном количестве стресса, с которыми приходится сталкиваться учащимся. Что думают сами студенты Вышки о рейтинговой системе, преподавателях-практиках и возможности заниматься чем-то еще помимо учебы — в материале Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики. 

Стрессы, практика, четыре сессии: чем Вышка может напугать абитуриентов

Высшая школа экономики

Рейтинг ради плюшек

Первое, на чем акцентируют внимание комментаторы на форумах и профильных чатах, когда обсуждают учебу в Вышке, — высокая конкуренция среди учащихся и действующая в вузе рейтинговая система.

Как отмечается на официальном сайте Вышки, студенческий рейтинг — это «отсортированный список студентов, демонстрирующий успехи в освоении дисциплин из учебного плана, за определенный период» и возможность два раза в год "найти свое место" среди других студентов курса своей образовательной программы.

В университете существует два рейтинга: текущий и кумулятивный. В текущем рейтинге ранжирование студентов происходит на основе оценок за два модуля (то есть за один семестр). Рейтинг обновляется дважды в год (после зимней и летней сессий) и позволяет определить, какие студенты могут претендовать на скидку (если учатся платно).

Кумулятивный рейтинг составляется на основе оценок студента, полученных за весь период обучения, включая баллы за стажировки, проекты и факультативы. Эти активности также вносятся в зачетку: так, например, студент записывается на факультативы и проектную деятельность через Ярмарку проектов общеуниверситетских факультативов (ОУФ). Кстати, для большинства факультетов участие студентов в факультативной работе является обязательной, сам факультатив можно выбирать.

Кумулятивный рейтинг учитывается при подаче заявок на международные программы мобильности.

Многие студенты признаются, что рейтинговая система действительно приносит немало стресса — в первую очередь, учащимся на коммерческой основе: от положения в рейтинге зависит размер скидки на обучение и шансы перевестись на бюджет, если появится свободное место. Практически на всех программах ВШЭ коммерческих мест больше, чем бюджетных, и многие студенты участвуют в гонке за скидкой.

“На самом деле гонка за рейтинг есть и среди бюджетников. Самая частая причина — оценка своего успеха в учебе через позицию в списке, что, на мой взгляд, не ведет ни к чему хорошему, кроме необоснованных переживаний”, — отмечает Яна Лысюк, студентка 3-го курса ОП "Политология".

По словам Яны, реально важным рейтинг оказывается лишь в нескольких случаях: на первом-втором курсе все студенты Вышки выбирают себе майнор, отбор на который осуществляется по рейтингу — на самые популярные майноры, например, на "Интеллектуальный анализ данных", можно попасть только если ты в "топе". Плюс на некоторых программах на старших курсах студенты могут выбирать образовательные треки, так называемые специализации, на которые тоже может быть отбор по рейтингу.

«Рейтинговая система в Вышке — интересный подход к оцениваю студентов. Рейтинг поощряет дух соперничества, но важно сбалансировать его с атмосферой совместного обучения. Лично для меня рейтинг служит неплохим мотиватором, побуждающим стремиться к совершенству, хотя эффективность такой мотивации может варьироваться среди студентов», —делится студент 1-го курса магистратуры “Обучение и оценивание как наука” Хайдер Зишан.

Внутри университета и за его стенами ведутся серьезные споры, насколько эта мотивация положительна и стоит ли усилий и переживаний, через которые вынуждены проходить студенты.

“С одной стороны, рейтинговая система удобна и универсальна, с другой – является постоянным источником стресса для многих студентов, — говорит студент 2-го курса бакалавриата ОП “Востоковедение” Бендер Мери Дейл. — Я знаю, что данная система практикуется во многих местах, в том числе и обычных школах в Японии, например. Это является хорошим источников мотивации, проблемы возникают в основном у тех, кто неуверен в себе, плохо справляется со стрессом”.

Иногда, обращает внимание Яна, высокий рейтинг позволяет рассчитывать на некоторые "плюшки” — поехать на программу академической мобильности, претендовать на повышенную академическую стипендию, поступить в престижную магистратуру по высокому среднему баллу.

Рейтинговая система в мировой образовательной практике существует давно: многие вузы Европы, Азии и США используют рейтинги, в основе которых лежат системы GPA (усредненный балл оценок в аттестате или дипломе за весь период обучения — Ред.) и ECTS (общеевропейская система учета учебной работы студентов при освоении образовательной программы или курса — Ред.). Сейчас указание GPA обязательно при подаче документов на стажировку за границей и поступлении в магистратуру и докторантуру. В Вышке этот показатель рассчитывается на протяжении всего периода обучения и указывается в приложении к диплому на английском языке, которое получает каждый выпускник бакалавриата и магистратуры.

Чего больше: теории или практики?

Вышка позиционирует себя как практико-ориентированный вуз, в котором практике уделяется больше времени, нежели теории. Как показывают профильные чаты, у абитуриентов и их родителей такой подход вызывает беспокойство: всегда ли можно переходить к практике, лишь поверхностно ознакомившись с теорией? Имеют ли преподаватели-практики необходимые знания, чтобы обучать студентов? И смогут ли такие преподаватели удержать на занятиях учебную атмосферу?

“Я бы не разделил такое беспокойство о теории для всех направлений, потому что на каких-то весьма престижных направлениях Вышки — например, на международных отношениях, теории посвящено 80% времени. Другое дело — сугубо прикладные направления, вроде магистратуры современной журналистики. Там тексты можно писать и без особых знаний теорий”, — отмечает студент 1-го курса магистерской программы "Современная журналистика" Федор Артюшенко.

“Я не думаю, что Вышка — практико-ориентированный вуз. Просто есть программы, где как будто по природе нужно меньше теории (например, Высшая школа бизнеса). Если абитуриенты или их родители  опасаются практики, пусть просто выбирают программу, где ее меньше”, — делится студентка 4-го курса ОП "Мировая экономика" Милена Серкебаева. На ее программе были и теория, и практика. “Чаще, конечно, преподаватели по теории были круче (веселее, харизматичнее, более компетентны). Но и практики тоже нужны, и тут, мне кажется, Вышке стоит гордиться не преподавателями, а средой — лаборатории, встречи с выпускниками, встречи с предпринимателями, курсы от менеджеров — вот, где самая классная практика. Причем курсы не обязательно привязаны к какой-то программе: я ходила на месячный курс по продакт-менеджменту от “Альфа-банка”, на него мог записаться любой студент Вышки”, — добавляет Милена.

«Я получал степень магистра в Индии и чувствую резкую разницу между обучением в Индии и в России. Здесь определенно царит учебная атмосфера, и преподаватели действительно помогают. Я более чем доволен лекциями и семинарами», — говорит Аник Бхоумик с факультета математики.

Вообще, иностранные студенты довольно позитивно оценивают в целом атмосферу Вышки, учебу и организацию процесса адаптации. «Все профессора и семинаристы доступно и понятно объясняют материал и привыкли работать с иностранными студентами. Они умеют общаться на английском языке и объяснять концепции на этом иностранном языке, — отмечает студентка 1-го курса магистратуры факультета экономических наук Арианна Пастрана. — Моя учеба сложная, но я определенно узнаю больше в области экономики. Что касается сообщества, я считаю, что поддержка иностранных студентов в университете великолепна как с друзьями, так и с офисами ассистентов».

В Вышке есть Центр поддержки иностранных студентов. Он помогает адаптироваться к жизни в стране и учебе в вузе, а также организовывает мероприятия, вовлекая ребят из разных стран к совместной спортивной, культурной, волонтерской и другой видам деятельности.

Во многом с адаптацией на первом курсе помогают кураторы — студенты старших курсов, которые закрепляются за группами первокурсников. Кураторы становятся для первокурсников не только наставниками, но и друзьями, знакомят первокурсников между собой и наставляют в вопросах, касающихся университетской жизни.

Кураторство — не единственный вариант, где старшекурсники могут принять участие в жизни младших курсов. Почти 15 лет назад в ВШЭ появился институт учебных ассистентов — студентов, которые помогают преподавателям вести курс, принимая на себя часть нагрузки. Это могут быть как задачи по проверке работ или подготовке тестов, так и работа со студентами: ответы на вопросы по материалу, проведение консультаций, разбор демовариантов.

Высшая школа экономики

Никакой личной жизни?

Несмотря на напряженную учебу, у студентов Вышки получается находить время и на общение, и на новые знакомства, и на внеучебные активности. В Вышке масса клубов по интересам, развито волонтерское движение, развиваются инкубационные программы и стартапы, проводится множество фестивалей, конкурсов, культурных проектов, есть собственный театр, спортивные, музыкальные клубы.

Где найти время на все?

“Всë очень зависит от курса и направления, —рассуждает студентка 4-го курса ОП "Международные отношения" Александра Зинченко. — Первые полтора года учебы было очень тяжело из-за жëсткой программы, но тогда же был ковид, так что сложно говорить про какую-либо "внеучебную активность", дальше все было более или менее, опять-таки из-за нагрузки, которой резко стало меньше, но сейчас, на 4-м курсе, становится сложнее, и можно заработать выгорание, так как нужно совмещать учëбу, постоянные домашние задания и подготовку к семинарам с попытками написать диплом, не забыв при этом о друзьях и личной жизни. Так что все очень индивидуально и четкого ответа дать нельзя”.

“Живу в полной вере в то, что на действительно важное и приоритетное — время найдется всегда. Как мне кажется, Вышка изначально задумывалась как место, где можно проявить себя по максимуму. Стажировки, исследовательские лаборатории, внеучебка дарят такое разнообразие возможностей, что отказаться от этого совсем — невозможно”, — признается студентка 4-го курса ОП “Политология” Влада Баянкина.

Сама она успела поработать в SMM-отделе Телевышки, сделать свой образовательный проект и последние два года полноценно работает в Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики.

“Топ моих советов: ставить не больше 3 приоритетов за раз — не получится в один момент и быть топом рейтинга, и работать в Яндексе, и быть атлетом на пике формы. И это окей. Выбирать стажировки и подработки с удаленкой или гибридом. Следить за режимом сна и питания, чтобы была энергия. Стараться делать дедлайн в тот же день, когда он дается, чтобы не доводить ситуацию до полного завала. Планировать заранее время на пары, личные встречи и спорт”, — советует Влада.

Pro и Contra

На просьбу найти отрицательные моменты в учебе в Вышке студенты чаще всего отвечают так: минусы, конечно, есть, но любое сравнение с другими вузами — в пользу НИУ ВШЭ.

Говоря о недостатках Вышки студенты отмечают: стипендия маленькая, повышенная тоже маленькая, и получить ее практически нереально. Общежития находятся довольно далеко от зданий факультетов – добираться долго, не всегда удобно. Однако стоит проживание относительно недорого.

Из минусов выделяют также отсутствие возможности подать апелляцию на результаты аттестации по многим дисциплинам, включая выпускные квалификационные работы. Некоторые выпускники вспоминают, что их одногруппники не смогли получить красные дипломы из-за защиты выпускных квалификационных работ (ВКР), получая 6-7 баллов за работу, высоко оцененную ранее и научным руководителем, и рецензентами. “Когда студенты пробовали апеллировать, им сказали, что апелляции нет. Было очень обидно”, – говорит одна из выпускниц.

Преимущества учебы в НИУ ВШЭ:

  • развитый аппарат студенческого самоуправления (начиная с учебных советов кампусов и заканчивая учебными советами отдельных факультетов и даже программ). Это дает студентам возможность на самых разных уровнях принимать участие в жизни университета и отстаивать свои права;
  • множество оборудованных коворкингов во всех корпусах ВШЭ, где можно заниматься в течение всего времени, открыты каждый день с с 8:00 до 23:00;
  • учебные офисы поддерживают студентов по всевозможным «бюрократическим» вопросам (особенно полезно в первые учебы);
  • Центр развития карьеры помогает с трудоустройство и регулярно уведомляет о новых проектах и вакансиях;
  • учебные офисы и студенческие организации доступны в любое время в течение рабочей недели: с ними легко связаться и от них легко получить ответ, поэтому любые вопросы решаются очень быстро;
  • в первые два года обучения студентам предоставляется возможность бесплатного изучения русского и английского языков вне зависимости от программы;
  • в библиотеках Вышки доступно огромное количество печатных и электронных изданий, каталог печатных изданий постоянно пополняется;
  • библиотеки на Покровском бульваре открыта круглосуточно даже в воскресенье;
  • студентам предоставляется общежитие, стоит относительно недорого;
  • при обучении на платной основе есть возможность получать скидку, правда, для этого нужно очень стараться и хорошо учиться;
  • большинство студентов Вышки начинают работать и строить карьеру еще во время учебы;
  • у многих работодателей высоко ценится диплом НИУ ВШЭ.

Недостатки учебы в Вышки:

  • 4 сессии в течение года;
  • высокий уровень учебной нагрузки;
  • небольшой относительно других вузов размер стипендии;
  • студенческий городок расположен в Подмосковье, а основные здания – в центре Москвы;
  • отсутствие возможности подать апелляцию на результаты аттестации по многим дисциплинам;
  • необходимость на всех факультетах изучать языки программирования и английский язык;
  • регулярные ошибки в расписании;
  • в период внутренних экзаменов из-за перегрузки серверов сайт Вышки перестает работать, а расписание (РУЗ) и некоторые электронные ресурсы библиотеки работают только от внутреннего Wi-Fi.

Автор: Алина Бобова, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ