От аутентичности до патентов: как прошел второй полуфинал «Научных боев»
Под лозунгом «Никаких презентаций. Только бесконечная харизма, обаяние и интересный реквизит» прошел 2-й полуфинал VII сезона «Научных боев» в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. Четыре участника, каждый с уникальной темой и подходом, представили результаты своих исследований, охватывающих широкий спектр областей — от социальных наук до координационной химии.
«Научные бои: Вышка» — традиционное для ВШЭ интеллектуальное состязание в формате научно-популярного TED Talk, когда студенты-исследователи имеют возможность представить публике свою научную работу. Участники поочередно выходят на сцену, чтобы в течение 10 минут увлекательно и доступно рассказать о собственном исследовании. Формат не предусматривает презентаций — завоевать симпатии зрителей и жюри можно лишь за счет личного выступления с использованием реквизита. В каждом полуфинале традиционно представлены по четыре исследования. По их итогам оценки жюри суммируются с результатами голосования слушателей, и объявляется лидер. В течение года проводятся четыре полуфинала, их победители затем встречаются на финальной битве. Самые успешные исследователи награждаются призами, а чемпион сезона получает академический тревел-грант.
Предпосылки аутентичности и 4 культурные ориентации
«Современная реклама, блогеры, журналы и все доступные социальные площадки пропагандируют отказ от социальных стереотипов, призывают людей быть собой. Как же понять, кто есть я настоящий, чего на самом деле хочу и почему я должен себя вести определенным образом?» — обратилась к публике консультирующий психолог, аспирант департамента психологии НИУ ВШЭ Адолат Халикова. Она представила результаты своего исследования о влиянии разных факторов на аутентичность человека. Первый параметр измерения — образы родителей. Адолат выбрала 38 характеристик, по ним опрашиваемые оценивали образ мамы и папы. В итоге сложилось три категории:
- Отчуждение встречи: открытость родителей, их честность и способность находить общий язык с ребенком.
- Дисгармония и гармония: насколько понимающими мама и папа представляются ребенку.
- Дисциплинированность и дозволенность: насколько родители ответственны и строги.
Второй параметр — влияние культуры. Адолат представила четыре культурные ориентации: горизонтальная/вертикальная, индивидуализм/коллективизм. Для исследования было выбрано две страны — Россия и Узбекистан, который, кстати, начал фигурировать во всемирных исследованиях только с 2023 года.
Объективно Узбекистан — коллективистическая страна, Россия — больше индивидуалистическая. Субъективное влияние было выявлено с помощью методики оценки воспринимаемого сообщества: какой из четырех типов ближе респонденту.
По результатам исследования спикер выяснила, что вне зависимости от того, видит ли человек свою культуру индивидуалистической горизонтальной, он не становится больше или меньше аутентичен по сравнению с тем, кто видит ее коллективистской вертикальной. Если человек на протяжении жизни впитывает коллективистские ценности и считает это своей отдушиной, не поддаваясь на новую пропаганду из медиапространства, то в этом и проявляется его индивидуальность.
Образ мамы и образ папы связаны с аутентичностью интересным образом. Чем больше в голове сложился образ мамы как гармоничной, участвующей, принимающей, поддерживающей, тем более честным человек позволяет себе быть в проявлении своего образа мыслей и действий. Чем более авторитарный и строгий образ папы, тем более аутентичным является человек. Это доказывает то, что для аутентичности нужны рамки, подчеркивает исследовательница.
Переформатирование ЕГЭ
«Изменить или отменить? Вот в чем вопрос», — начал свое выступление о едином госэкзамене студент 1-го курса магистерской программы «Доказательное развитие образования» НИУ ВШЭ Илья Кузьмин. Он изучил влияние ЕГЭ на образовательную траекторию студента.
Начать исследование Илью сподвигли три фактора:
он работает в сфере образования;
готовит школьников к ЕГЭ по обществознанию четвертый год;
проявляет интерес к устройству системы российского образования.
Введение ЕГЭ в 2009 году как единой системы аттестации ознаменовало новую эру российского образования. Единый экзамен был призван расширить доступ к образованию для абитуриентов из малых городов, обеспечить объективную проверку знаний школьников, минимизировать коррупцию при поступлении в высшие учебные заведения, напомнил Илья.
О ЕГЭ сейчас высказываются многие эксперты, но важно, что думают сами выпускники. Илья провел интервью с 26-ю студентами первого курса НИУ ВШЭ в Москве. Респонденты отметили как важность ЕГЭ, так и ряд проблем, которые создает экзамен. Студенты Школы дизайна говорили, что сдача ЕГЭ по литературе оказалась для них серьезным стрессом. При этом они поступали на специальность, которая, по их мнению, с литературой никак не связана.
Исследование показало, что высокий уровень ответственности за результат и сопутствующее стрессовое состояние сдающих экзамены не позволяют ЕГЭ выполнять главную задачу — уравнять выпускников школы при поступлении в высшее учебное заведение. Опрашиваемые уверены в необходимости изменить формат ЕГЭ — от подготовки к нему до подачи документов в вузы. При этом ни один из респондентов не предложил полностью отказаться от ЕГЭ.
Илья суммировал полученные в ходе исследования данные, добавил собственные наработки и мысли, которые, по его мнению, помогут изменить процесс прохождения итоговой аттестации в лучшую сторону. Его рекомендации:
- Разработать экзамен по искусству для студентов, которые поступают на творческие образовательные программы.
- Изменить систему сдачи экзамена по русскому языку, сделать ее по аналогии с математикой: дать выпускникам возможность выбирать между базовым экзаменом и профильным.
- Передвинуть время подачи заявления на ЕГЭ на 1 апреля (в настоящее время заявление об участии в ЕГЭ нужно подать не позднее 1 февраля), чтобы школьники могли посетить больше дней открытых дверей и пообщаться со студентами.
- Во время поступления расширить возможность получения дополнительных баллов за индивидуальные достижения и увеличить их количество путем защиты портфолио, прохождения собеседований, отправки мотивационных писем.
Металлы жизни
Третья участница «Научных боев», студентка 1-го курса образовательной программы «Химия» Александра Владимирова, посвятила свое выступление координационной химии. «Одна из глобальных задач человечества — создание высокоэффективных лекарств. Они должны быстро справляться с болезнями, иметь меньше побочных действий», — подчеркнула она.
Исследование девушки, начатое еще в школе, связано с разделом химии, изучающим комплексные соединения, и лекарственными препаратами, содержащими атомы металла.
Бактерии делятся бесконечное количество раз. Если, например, забыть выпить таблетку в нужное время, то появятся уже новые колонии бактерий. Возможно, что прием таблетки в следующий раз не будет иметь никакого эффекта.
В лаборатории, где работает Александра, используются металлы жизни: железо, кобальт, медь, магранец. Эти металлы есть в организме каждого человека: железо входит в состав гемоглобина, цинк — инсулина, а витамин В12 связан с кобальтом.
Когда в реакционную смесь добавляется атом металла, она перемешивается, затем появляются продукты реакции — кристаллы. На следующем этапе выясняется, все ли кристаллы содержат одинаковую структуру. Если отсутствуют примеси, то вещество чистое. Далее смотрится биологическая активность полученного вещества на бактериях, простейших или грибах. Затем замеряется уровень токсичности. Если все эти этапы пройдены с положительным результатом, то завершающими действиями являются проведение опытов на животных, например мышах, и исследования на людях.
В лаборатории Александры синтезировали вещество, которое в 8 раз эффективнее, чем то, которым сейчас лечат малярию. Многие страны Африки страдают от этого заболевания. Но синтезированное вещество оказалось предмаксимального класса токсичности, что не подходит для лекарства.
Феномен патентного троллинга
Студентка 2-го курса магистратуры ОП «Цифровое право» Алена Степина в рамках магистерской диссертации исследует воровство прав на изобретения.
«Патентные тролли», как она называет объекты своего внимания, — это компании, которые ничего не производят, но регистрируют сомнительные результаты интеллектуальной деятельности, а затем подают в суды на другие компании, производящие, по их мнению, ту же самую продукцию. Цель «троллей» — прервать производство и получить компенсацию.
Алена Степина построила свое исследование на большом количестве кейсов. Один из них — иск швейцарской Sqwin SA в феврале 2020 года в отношении Samsung из-за использования Samsung Рау. Представители Sqwin SA утверждали, что Samsung незаконно использует платежный сервис, так как соответствующий патент на изобретение «Система электронных платежей» принадлежит их компании с 2012 года.
На первом этапе, в 2021 году, Арбитражный суд Москвы одобрил иск Sqwin SA и запретил Samsung продавать в России 61 модель своих смартфонов с платежным сервисом Samsung Pay. Однако уже в 2022 году российские юристы Samsung подтвердили, что апелляционным судом иск к их компании был полностью отклонен, а решение о запрете на продажу отменено.
Другим интересным кейсом стал иск уфимского предпринимателя Азамата Ибатуллина. Он увидел в названии сети магазинов из Улан-Удэ «Сто тысяч мелочей» сходство со своим товарным знаком «1000 мелочей». В результате процесса суд обязал владельца сети магазинов «Сто тысяч мелочей» выплатить компенсацию в размере 10 млн рублей. Компания из Бурятии после того, как получила иск, поменяла вывески на всех своих магазинах на «Все для дома», тем самым еще до решения суда удовлетворив жалобу уфимского предпринимателя. Однако суд не принял во внимание этот довод ответчика и оставил без изменений решение о размере компенсации.
Алена представила идеи, которые помогут спастись от «патентных троллей»:
- Ввести реестр недобросовестных лиц, которым запрещено регистрировать или приобретать результаты интеллектуальной деятельности.
- Увеличить компенсацию для пострадавших от деятельности «троллей» компаний и лиц.
- Обязать сотрудников органов внутренних дел вести просветительскую работу по патентному троллингу, предоставлять обществу информацию о подобных делах, находящихся в производстве.
По результатам голосования зрителей и экспертной оценки жюри победу в этом туре одержал Илья Кузьмин с исследованием о том, как ЕГЭ влияет на образовательную траекторию студента. Второе место заняла Александра Владимирова.
Этот этап состязаний оценивали:
главный научный сотрудник Центра социокультурных исследований, профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Виктория Галяпина;
заведующий Центром трансформации юридического образования, научный руководитель ОП «ИТ-юрист» Роман Янковский;
академический руководитель ОП «Химия» Сергей Шаповалов;
старший преподаватель Института образования, научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании Анастасия Капуза.
Стажер Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики
Все новости автора