Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Мода по закону, расписание по теории графов: в Вышке прошел III полуфинал «Научных боев»

Мода по закону, расписание по теории графов: в Вышке прошел III полуфинал «Научных боев»

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

В VII сезоне организаторы проекта «Научные бои» освоили межкампусный формат: впервые на батл вышли студенты всех четырех кампусов Вышки — из Перми, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы. Импакт-контент, черная металлургия в разгар санкций, модный показ и оптимизация продуктивности по теории графов — победителя, как всегда, выбирали зрители вместе с членами жюри.

«Научные бои НИУ ВШЭ» — студенческий научно-популярный проект, который уже семь лет собирает в одном месте молодых ученых с самыми смелыми исследованиями из разных областей. Каждому участнику дается 10 минут, чтобы максимально ярко и интересно рассказать о своей работе, ответить на вопросы аудитории и жюри. Оценки жюри суммируются с результатами зрительского голосования, и объявляется лидер. В течение сезона проводятся четыре полуфинала, победители которых затем встречаются на финальной битве. Наиболее успешные исследователи награждаются призами, а чемпион сезона получает академический тревел-грант.

Российская металлургия vs санкции

Открыла третий полуфинал VII сезона «Научных боев» студентка 3-го курса ОП «Управление и аналитика в государственном секторе» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Арина Скоробогатова. Она исследовала, как сектор черной металлургии в РФ выдержал ужесточение санкций. Металлургия в России формирует 5% ВВП, а в совокупности со смежными секторами ее вклад в экономику достигает 58%. «Государство сегодня — не только регулятор, но и антикризисный менеджер, поэтому важно учитывать интересы и бизнеса, и всей страны», — подчеркнула исследовательница.

Арина Скоробогатова
Арина Скоробогатова
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Студентка сделала акцент на изучении годовых финансовых отчетов, к прерванной практике публикации которых металлургические компании вернулись в 2023 году. На основании отчетности и данных Росстата исследовательница провела анализ металлургической отрасли до и после санкций. Она отметила, что важным стимулом для поддержания металлургии является наличие множества градообразующих предприятий. До начала санкционного давления порядка 70% экспорта стали из России шло в Европу, после введения рестрикций со стороны ЕС в 2022 году прибыль компаний упала. Однако компаниям удалось наладить экспорт в другие страны, например Турцию и Индию, несмотря на высокие логистические издержки и продажи с дисконтом. В ЕС предрекали падение российской металлургии в 2022 году на 30–50%, однако эти прогнозы не оправдались, а в 2023 году российский экспорт вырос на 4% по сравнению с 2022 годом.

«“Выстоять, сохранить и приумножить” — девиз металлургической отрасли в период санкций», — подчеркнула исследовательница. Так, производство стали в Российской Федерации в 2022 году выросло на 9%. Арина Скоробогатова объяснила это тем, что компании переориентировались на внутренний рынок, где был спрос на продукцию металлургии: строительство домов, дорог, отрасль ракетостроения и крупные проекты, такие как БАМ. Фокус на укреплении внутреннего рынка и развитии ключевых отраслей не только смягчил прогнозируемые трудности, но и способствовал устойчивому экономическому росту, заключила студентка.

Кино с миссией

Эстафету на ринге перехватила Милана Файзеева из Москвы. Она учится на 1-м курсе магистерской программы «Кинопроизводство» и исследует тему импакт-контента (от английского impact — влияние; вдохновляющий на социальные изменения аудиовизуальный контент. — Ред.). Студентка призналась, что выбрала тему неслучайно: ее сильно впечатлил фильм о детях с синдромом Дауна, сделанный именно с использованием такого приема.

Импакт-контент появился в США в 2010-х годах и набрал популярность в России к 2021 году. Милана Файзеева поставила цель вывести уникальную формулу явления и создать руководство для российских режиссеров. В ходе исследования она провела 33 интервью с экспертами из разных стран, включая интервью с Майклом Тэйлором, профессором Университета Южной Калифорнии, где зародилось явление social impact entertainment.

Милана Файзеева
Милана Файзеева
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Исследовательница определила три главных правила социального кино.

  1. Посвятить фильм одной актуальной социальной проблеме. Например, популярный сериал «Игра в кальмара» был основан на личных переживаниях режиссера о бедности и долговой зависимости.
  2. Взаимодействовать с аудиторией через интерактивные элементы в контенте, например QR-коды или интерактивные сайты.
  3. Обеспечить социальный эффект контента, разрешение им актуальной социальной проблемы.

Формат импакт-контента привлекает внимание широкой аудитории — от молодежи до пожилых людей. Исследовательница объяснила это тем, что данный подход использует яркие визуальные приемы, чтобы привлечь внимание к проблеме и поменять восприятие. Студентка убеждена, что каждый может внести свой вклад в изменение мира и импакт-контент дает людям искусства инструментарий для этого.

Мода, закон и игра в жизнь

Защита проекта студентки 4-го курса факультета права НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Карины Микаелян началась с впечатляющего модного показа прямо на сцене «Научных боев». «В определенное время в определенном пространстве две группы лиц — зрители и модели — выполнили действия по определенным правилам. Это признаки игры, определенные в науке», — пояснила она.

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Студентка провела исследование на стыке социологии и права, чтобы изучить связь между модой, игрой и правом как социальными регуляторами. Игра, подчеркнула она, помогает людям с детства адаптироваться к общественным требованиям, получая удовольствие от процесса. Если процесс социализации проходит успешно, человек находит идеалы поведения и примыкает к ним, в том числе через моду.

Карина Микаелян
Карина Микаелян
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

«Мода — это не только fashion-показы, это совокупность наших ценностей, вкусов и привычек, идеология нашей жизни», — отмечает Карина Микаелян. Мода даже может вызывать конфликты при столкновении разных идеологий, а конфликты — это область отношений, которая регулируется правом. Модный бизнес она назвала ярким примером игры по правилам: «правовое регулирование в fashion-индустрии охватывает не только отношения между моделями, инфлюенсерами, но и производство контрафактной продукции и эксплуатацию чужого труда».

При этом опросы, проведенные исследовательницей, показали, что многие не видят в моде социального регулятора. Она предположила, что право может использовать правила игры и моды для воздействия на общество, например популяризируя правовую грамотность как модное явление. «Мы убедились в тесном и благоприятном симбиозе трех понятий — права, игры и моды, являющихся мощными регуляторами в обществе», — заключила Карина Микаелян.

Тайм-менеджмент: где взять 25-й час?

Студент факультета социально-экономических и компьютерных наук из Перми Егор Назаровский представил зрителям и жюри свою находку для повышения продуктивности. Он предлагает использовать теорию графов — направление математики, которое помогает разбираться в сложных взаимосвязях между объектами или задачами, представляя их в виде графов — сетей, состоящих из точек (вершин) и соединяющих их линий (ребер). В его системе вершины графа символизируют задачи, а ребра — связи между ними. «С помощью алгоритмов раскраски графов можно эффективно распределять ресурсы и время, что позволяет оптимизировать личное расписание и избегать перекрестных задач», — пояснил Егор Назаровский. Идея предполагает окрашивание всех вершин в разные цвета таким образом, чтобы соседние вершины не были одного цвета, что помогает четко разграничивать задачи.

Егор Назаровский
Егор Назаровский
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Студент рассмотрел два основных метода раскраски графов: жадный алгоритм, который начинает с первой вершины и последовательно окрашивает каждую в наименее доступный цвет, и эвристический подход, который работает с матрицей смежности, пытаясь найти оптимальное решение. Оба подхода эффективны, но не могут гарантировать нахождение минимального количества цветов, необходимых для решения задачи.

В ходе тестирования подхода исследователь разработал собственный алгоритм, который сочетает преимущества обоих методов и включает элементы геймификации. Применение этого подхода начинается со случайного назначения цветов задачам, после чего, если нужное решение не найдено, алгоритм увеличивает количество цветов. Он также отслеживает, чтобы соседние вершины не требовали одних и тех же ресурсов, что позволяет избежать ресурсных конфликтов.

Егор Назаровский подчеркнул важность теории графов: «Это отличный инструмент для управления задачами и ресурсами в любой сфере жизни, помогающий сохранять контроль и чувствовать себя комфортно даже в условиях внешних нагрузок».

По итогам голосования зрителей и жюри победителем третьего полуфинала «Научных боев» стала студентка московского кампуса Милана Файзеева с темой привлечения внимания к социальным проблемам через импакт-контент. Второе место занял Егор Назаровский из Перми с темой применения теории графов в тайм-менеджменте.

Этот этап состязаний оценивали:

 профессор факультета экономических наук и руководитель департамента прикладной экономики Светлана Авдашева;

 доцент факультета экономических наук и кафедры высшей математики Дмитрий Дагаев;

 преподаватель департамента теории права и сравнительного правоведения, стажер-исследователь Лаборатории комплексных междисциплинарных проектов Дарья Алова;

 академический руководитель ОП «Коммуникации в государственных структурах и НКО» Алина Лютикова;

 приглашенный преподаватель департамента политики и управления факультета социальных наук Алиса Шишкина.

Текст: Федор Артюшенко, Влада Баянкина, Мария Киреева, стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ