Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Телеком, искусство и удачный брак: о чем пишут диссертации магистры экономического анализа

Экономический анализ — прикладная дисциплина. Математические модели позволяют изучать мир, строить прогнозы, анализировать демографические тенденции и социальные явления. Так, например, работы выпускников онлайн-магистратуры «Экономический анализ» Вышки показывают, что картины отечественных художников будут выгодной инвестицией, а разрыв в образовании или доходе супругов может обеспечить надежный брак. Опытом подготовки своих итоговых работ и практического применения полученных знаний выпускники поделились со студентами в ходе онлайн-митапа, организованного факультетом экономических наук НИУ ВШЭ. 

Фото: Кристина Журавлёва

Фото: Кристина Журавлёва

Автор: Виктория Сысолятина и Екатерина Пешакова, стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily

Искусство и политика

Выпускница Арина Огурцова подготовила работу на тему «Изменение ценовых индексов на картины российских художников вследствие экономических шоков».

Главную цель своей выпускной работы она обозначила так: рассмотреть динамику арт-индекса с новой перспективы и понять, как политические отношения между странами могут влиять на спрос и стоимость картин российских художников на мировом уровне в контексте современных отношений между Россией и западными странами.

Арина Огурцова

Рынок искусства — сложная и динамичная среда, чувствительная к геополитическим изменениям. Взаимоотношения России с международным сообществом в последние десятилетия характеризовались рядом противоречий, и динамика количества продаж картин в целом повторяет хронологию политических и экономических кризисов. Составленная Ариной математическая модель оказалась настроена весьма позитивно: несмотря на волатильность рынка, произведения искусства остаются привлекательной долгосрочной инвестицией.

Из презентации Арины Огурцовой

Воздействие политических изменений на цены и объемы продаж работ художников из России может иметь как отрицательный, так и положительный характер, отмечает исследовательница.

После начала СВО в 2022 году западные страны сократили связи с российскими организациями и отдельными лицами, и, по мнению исследователей, именно деятели культуры первыми ощутили на себе остракизм со стороны международного сообщества и связанных с искусством институций. Данная тенденция может отталкивать инвесторов от работ художников из бойкотируемых стран из-за репутационных рисков. 

C другой стороны, это может оказывать и положительное влияние на ценность произведения через процесс самоидентификации с автором среди коллекционеров из России. Значительную роль на рынке картин российских художников играют коллекционеры из России: на долю российских покупателей приходится от 50 до 60% всех аукционных продаж российских произведений искусства крупнейших международных аукционных домов.

Чтобы оценить динамику ценовых индексов на картины в зависимости от геополитических событий, Арина построила математическую модель с помощью базы данных Artprice, использовав информацию об аукционных продажах работ художников российского происхождения за период с 1984 по 2023 год. В качестве переменных в модель были включены не только цены ушедших из-под молотка картин, но и другие их характеристики — площадь и материал написания картины, художественный стиль, название аукционного дома и т.д. Для 2000 года значение ценового индекса было принято равным 100%, что позволило отразить динамику цен от одного года к другому в процентном соотношении. 

Из презентации Арины Огурцовой

Динамика индексов, отражающих стоимость произведений российских авторов, заметно колеблется в зависимости от мировых экономических событий. Составленные автором модели отразили первый ценовой пик в 2007 году, за которым следует резкий обвал 2009 года, связанный с ипотечным кризисом в США.

Заметный спад 2014–2015 годов объясняется ухудшением финансового положения коллекционеров из России из-за введения международных санкций. В свою очередь, в западных странах усилилось явление самоцензуры среди покупателей, которые старались избегать инвестиций в произведения российских художников.

К 2019 году индекс снова упал, что можно связать с началом пандемии COVID-19 и замедлением мировой экономики в целом. Однако уже в 2021 году рынок адаптировался к новым условиям и восстановился до уровня 2015–2017 годов. Согласно математической модели Арины Огурцовой, в 2022 году значительных изменений с показателем индекса не произошло. Это может быть обусловлено адаптацией российской экономики к санкциям после 2014 года, позволившей состоятельным слоям населения продолжать покупки на международном рынке искусства и смягчить падение спроса со стороны иностранных инвесторов.

Можно заключить, что после каждого кризисного периода рынок искусства демонстрирует способность к восстановлению и адаптации, что делает его привлекательным активом в портфеле инвестора, подчеркнула Арина. Однако, предупредила она, подводить итоги воздействия кризиса 2022 года на динамику цен произведений искусства пока рано — прошло еще недостаточно времени.

Телеком и его потребители

Выпускница Мария Герасимова в качестве своей магистерской диссертации взялась изучить рынок и условия работы российских телеком-операторов. Свой доклад она назвала «Конкурентность на сжимающемся рынке: российские телекоммуникационные операторы». Мария исследовала факторы, влияющие на конкуренцию и ценообразование на рынке телекоммуникаций, чтобы выявить тренды и тенденции, которые могут помочь телеком-бизнесам формировать и корректировать стратегии поведения на рынке.

Российский рынок интернет-коммуникаций очень плотен: на каждого человека в РФ в среднем приходится около двух симок. И даже при таком высоком уровне проникновения выручки российских телекоммуникационных компаний кратно меньше показателей топовых иностранных компаний из США, Китая и Японии. 

После проведения анализа главных действующих сил рынка автор сделала вывод, что наибольший эффект на прибыльность телекоммуникационного бизнеса оказывают… потребители. 

Мария Герасимова

В России действует услуга MNP (переносимость мобильных номеров. — Ред.). Благодаря ей покупатель может бесплатно перейти от одного оператора к другому с сохранением своего номера неограниченное число раз. Из-за этого потребители имеют нулевые издержки переключения между операторами. В связи с низкой дифференцированностью услуг они склонны выбирать оператора, основываясь только на стоимости тарифа. Поэтому фирмы недополучают выручку, стремясь удержать абонентскую базу. 

Рыночная власть потребителей усиливается еще и за счет контроля со стороны Федеральной антимонопольной службы, которая не позволяет операторам необоснованно повышать цены.

На основе сделанных выводов был проведен эмпирический анализ. В выборке было представлено около 3000 наблюдений с данными по регионам России, содержащими информацию о доходах от услуг мобильной связи, располагаемых доходах на душу населения, объеме голосового интернет-трафика и количестве размещенных базовых станций. Оценивание выборки выявило несколько основных факторов формирования цены на услуги операторов.

Во-первых, наблюдается постепенное снижение эффекта от изменения среднедушевого дохода на выручку мобильных операторов. Начиная с 2016 года операторы выстраивают свои ценовые стратегии, отталкиваясь от факторов, отличных от доходов населения. Вероятнее всего, они устанавливают цены на тарифные планы в зависимости от поведения своих прямых конкурентов. 

Во-вторых, численность населения положительно влияет на выручку мобильных операторов. Однако со временем рынок насыщается, и количество потенциальных клиентов становится сдерживающим фактором.

Мария предсказывает, что в ближайшие годы потенциал роста выручки за счет наращивания абонентской базы будет исчерпан и компаниям придется прибегнуть к другим способам увеличения выручки. Возможно, это будет создание других цифровых экосистемных продуктов, что позволит повысить проникновение и лояльность потребителей к операторам.

Брак и доход

Ответ на вопрос, что влияет на длительность и устойчивость брака, сегодня актуален для большинства стран. Выпускник магистерской программы «Экономический анализ» Алексей Сек в своей магистерской диссертации «Исследование взаимосвязи длительности браков с их ассортативностью по уровню образования и дохода» обнаружил и эмпирически подтвердил взаимосвязь между разрывом супругов в доходе и образовании и длительностью их союза.

Алексей Сек

Алексей выдвинул гипотезу, что чем больше различие в образовании или доходе супругов, тем дольше длится их брак. Для подтверждения гипотезы автор использовал данные RLMS (Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, открытая база панельных исследований домохозяйств. — Ред.) и данные об инфляции, чтобы рассчитать реальные доходы супругов. 

Общая выборка содержала информацию о 6714 парах в период с 1994 по 2021 год. Полученные в ходе исследования данные показали, что гипотеза верна: действительно, если у супругов наблюдается существенная разница в доходе или образовании, их брак будет длиться дольше. 

Из презентации Алексея Сека
Из презентации Алексея Сека

Также была проведена проверка результатов на робастность (свойство вывода или результата претерпевать незначительные изменения при незначительных отклонениях от предположений. — Ред.), чтобы понять, справедлива ли гипотеза для всех союзов или только для какой-то их части. Она показала, что эффект сохраняется только для пар с детьми, в то время как для остальных разрыв в образовании и доходе не влияет на устойчивость брака. 

«Это можно объяснить некоторой экономической интуицией», — говорит Алексей. Он приводит следующее возможное объяснение: в браке, где есть дети, часто существует разделение труда и специализация. Один из партнеров имеет меньший доход или вообще не работает, что создает для него риск резкого снижения благополучия при разводе, поэтому он склонен пытаться сохранить брак. 

Отметим, что брак в случае разделения труда выгоден и для партнера с высоким доходом — он позволяет не тратить время на уход за детьми и специализироваться на зарабатывании денег, что увеличивает общее потребление семьи.

Материнский капитал и рождаемость

Проблема рождаемости актуальна для России: в 2023 году суммарный коэффициент рождаемости в стране составил 1,4, в то время как для страны с низкой смертностью он должен составлять хотя бы 2,1 для стабилизации численности населения. 

Пытаясь бороться с проблемой, правительство РФ вводит программы поддержки рождаемости, в том числе материнский капитал. Выпускницы Евгения Фадина и Ульяна Васильева в своей магистерской диссертации «Оценка воздействия региональных программ материнского капитала на рождаемость детей разных порядков» взялись оценить их эффективность. 

Авторы провели анализ программ регионального материнского капитала (РМК). Они выяснили, что основными форматами поддержки в регионах являются единовременные денежные выплаты и сертификаты, а самыми популярными условиями использования средств РМК — улучшение жилищных условий, оплата обучения ребенка или интеграция детей-инвалидов в общество. Однако в зависимости от региона данные условия могут различаться.

Евгения Фадина

Размер региональных выплат разный. Самый популярный — от 100 до 200 тыс. рублей при рождении третьего ребенка. Описательная статистика по детям разных порядков показала, что в период с 2018 по 2023 год суммарные коэффициенты рождаемости первых и вторых детей уменьшаются, в то время как суммарный коэффициент рождаемости третьих и последующих детей растет. Однако динамика объемов региональных материнских капиталов в реальном выражении иная: средние размеры РМК на первого и второго ребенка увеличиваются с 2018 года, а на третьего — уменьшаются, что может быть связано с отсутствием индексации и с введением новых программ с выплатами ниже среднего. 

На основе статистики и построенной модели авторы делают вывод, что программы региональных материнских капиталов на первых и вторых детей незначительно влияют на суммарные коэффициенты рождаемости, в то время как региональный материнский капитал на третьих и последующих детей оказывает на показатель положительное влияние. 

Ульяна Васильева

Таким образом, по мнению исследовательниц, целесообразно будет принять меры для повышения эффективности программ РМК на первых и вторых детей или перераспределить средства регионального бюджета на другие меры поддержки семей с детьми.

Также Евгения и Ульяна анализировали подвыборки по преобладающей в регионе религии. Так, например, выяснилось, что в регионах, где большая часть населения исповедует ислам, нет региональных программ материнского капитала, а наблюдаемая высокая рождаемость третьего и последующих детей может быть связана с традициями и устоями данных регионов. Неоднородная статистика по регионам указывает на то, что правительствам субъектов необходимо обращать внимание на культурные и религиозные особенности региона для разработки наиболее эффективных программ стимуляции рождаемости.

Магистерская программа ВШЭ «Экономический анализ» — первая в мире русскоязычная магистерская онлайн-программа по экономике. Она нацелена на подготовку экономистов-аналитиков, которые разрабатывают стратегии развития компании, регионов или государств, рассчитывают инвестиционную привлекательность стартапов, анализируют фондовые рынки и делают прогнозы, разбираются в трендах цифровой экономики и выступают консультантами-экспертами для разных сфер бизнеса. Курсы программы подобраны с учетом базовой экономической подготовки и ключевых инструментов Data Science. Выпускники магистратуры могут успешно работать как в небольших компаниях, так и в транснациональных корпорациях.