We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev
Book
Academic Star Wars: Excellence Initiatives in Global Perspective
In press

Yudkevich Maria, Altbach P. G., Salmi J.

Cambridge: MIT Press, 2023.

Book chapter
Science or industry: Improving the quality of the Russian higher education system

Panova A., Slepyh V.

In bk.: Vocation, Technology & Education. Vol. 1. Iss. 4. Shenzhen Polytechnic University, 2024.

Working paper
Living Standards in the USSR during the Interwar Period

Voskoboynikov I.

Economics/EC. WP BRP. Высшая школа экономики, 2023. No. 264.

Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev

Social Structure and Social Stratification

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
3 year, 3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина ориентирована на формирование представлений об основных методологических подходах и понятий-ном аппарате анализа социальной структуры общества, сущностью и функциями социальной стратификации; ознакомление с особенностями социальной структуры в различных типах обществ; осознание особенностей классовой структуры общества и освоение двух основных подходов к выделению классов в истории социологической науки, включая современные зарубежные концепции социальной стратификации; получение знаний о социальной структуре российского общества; приобретение первичных навыков анализа социальной структуры общества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений об основных методологических подходах и понятийном аппарате анализа социальной структуры общества, сущностью и функциями социальной стратификации
  • Ознакомление с особенностями социальной структуры в различных типах обществ
  • Осознание особенностей классовой структуры общества и освоение двух основных подходов к выделению классов в истории социологической науки, включая современные зарубежные концепции социальной стратификации
  • Получение знаний о социальной структуре российского общества
  • Приобретение первичных навыков анализа социальной структуры общества
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных подходов к изучению социальной структуры общества
  • Знание основных типов стратификационных систем; особенностей социальной структуры российского общества
  • Умение применять для исследования социальной структуры общества общие методы сбора и анализа данных, учитывать их ограничения, оценивать качество (валидность и надежность) социологической информации
  • Знание сущности и функций социальной стратификации
  • Интерпретация данных по исследованию социальной структуры общества, полученных из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу
  • Представление о специфике инструментария, используемого при изучении социальной структуры общества, включая особенности классификатора ISCO-88, графические и вербальные тесты оценки социального статуса и т.д.
  • Знание особенностей социальной структуры российского общества
  • Адекватное понимание специфической лексики и представления материала по анализу социальной структуры в англоязычной литературе по данной проблематике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общество как развивающаяся система. Основные подходы к анализу социальной структуры общества.
    Общество как развивающаяся система. Основные этапы общественного развития. Специфика нынешнего этапа развития России. «Модернизационный скачок» и формирование новых моделей социальной структуры. Социальное пространство и его многомерность. Статусы как точки социального пространства. Статусы предписанные и приобретенные. Социальные роли, ролевой набор, содержание, функции и значение, ролевая идентификация. Понятие «социальная структура общества». Два подхода к этому понятию. Становление структурного подхода к обществу. Роль структурализма, функционализма и структурно-функционального подхода в развитии теории социальных структур. Структуралистский и интеракционистский подходы.
  • Социальные группы и социальные общности
    Понятие социальной группы. Виды групп (первичные и вторичные, формальные и нефор-мальные и т.д.). Ядра общностей и периферия. Роль социальных норм в функционировании и воспроизводстве общностей. Механизм воздействия различных социальных групп на своих членов (референтные группы, конформизм и т.п.). Социальные общности макро- и мезоуровня. Социальная и социетальная структуры; макро-, мезо- и микроструктуры общества.
  • Основные срезы социальной структуры современных обществ (частные подструктуры общества)
    Организационно-управленческая структура. Характерные признаки организационно- управленческой структуры. Формальная и неформальная подструктуры организационно- управленческой структуры. Ядро и периферия. Целевые и должностные группы: функции, значение, ролевые характеристики. Новые моменты в развитии деловой социальной организации в условиях информационной экономики. Социально-отраслевая структура. Отрасль как социальная общность. Доминирование отраслевых социальных сетей в советском обществе и сохранение их в современной России. Пирамида социально-отраслевой стратификации. Основные мировые тенденции развития отраслевой структуры в условиях становления глобальной экономики и информационного общества. Социально-демографическая структура. Основные демографические характеристики людей. Социальные различия в функциях и положении и социальное неравенство демографических групп. Демографические когорты и исторические поколения. Социально-возрастная стратификация. Социальная типология семей. Территориальные общности, содержание понятия; критерии образования и разделения территориальных общностей; их функции; основные компоненты - потребительские группы. Территориальные общности и пространственные формы расселения. Историко-культурные области. Социально-экономические регионы. Город - село, городские агломерации. Типология городов, процессы урбанизации и постурбанизации, Global Сity. Социальная география городов, социальная сегрегация; черты городского образа жизни. Многозначность понятия «нация». Этносоциальная стратификация. Горизонтальная этно-культурная дифференциация и ее влияние на трудовое и потребительское поведение. Роль ценностных систем, социальных нормативов и трудовых традиций в условиях индустри-альных и информационных экономик. Место и значение этностратификационных и этнокультурных проблем в экономическом и социальном развитии России в ХХ1 веке.
  • Сущность и функции социальной стратификации. Основные типы стратификационных систем
    Базовые понятия теории стратификации. Cоотношение понятий «социальная дифференциация» и «социальная стратификация». Функции социальной дифференциации и социальной стратификации в обществе. Основные типы стратификационных систем в истории человечества. Физико-генетическая стратификационная система. Рабовладельческая система. Кастовая система. Феодальная («европейская») система. Государственнически-сословная («азиатская») система. Классовая система. Этакратическая (государственнически-слоевая) система эпохи индустриального способа производства. Вспомогательные стратификационные системы.
  • Понятие класса и два основных подхода к выделению классов в истории социологической науки. Современные зарубежные концепции социальной стратификации.
    Теория классов Карла Маркса. Критерии социального класса по Марксу. Причины возникновения классов. Борьба между классами – источник социального развития общества. «Класс в себе», «класс для себя». Макс Вебер: классический этап развития социологии неравенства. Вебер о критериях социального класса (страты). Три взаимодействующих фактора социального неравенства: собственность, власть и престиж. Неомарксизм и неовеберианство. Дискуссии о неклассовой системе социальных различий между людьми в постиндустриальном обществе. Новые основания социального неравенства в производственной и непроизводственной сферах.
  • Социальная стратификация в современной России
    Особенности социальной стратификации в обществах советского типа. Концепция сословно- слоевой стратификации обществ советского типа (Ст. Оссовский, В. Теккенберг, Ю. Арутюнян, О. Шкаратан). Основные факторы трансформации социальной структуры постсоветской России и подходы к анализу социальной структуры современного российского общества (Т. Заславская, В. Радаев, О. Шкаратан и др.). Методологические проблемы выделения критериев стратификации в обществах трансформационного типа. Реальные социальные группы, образующие стратификационную иерархию современного российского общества. «Старые» и «новые бедные». Дискуссия о среднем классе в российской социологии. Элитные и субэлитные группы. Применимость новых западноевропейских и американских подходов к стратификации российского общества и проблема его классовой структуры.
  • Подготовка эссе и подготовка к итоговому экзамену
  • Подготовка реферата и подготовка к итоговому экзамену
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
    Семинарские занятия -будут организованы по расписанию - Через систему ЛМС или ZOOM. LMS: В день семинарского занятия в момент его начала преподаватель вывешивает задание к осмыслению, студенты загружают результаты работы в ЛМС (в папку «Проекты»). ZOOM: Студентам будет заранее выложена ссылка в ZOOM, будет организована общегрупповая дискуссия по заявленной к семинару теме (на основе домашнего задания). Ссылки на лекции и семинары отправляются через систему ЛМС, дублируются оповещением из системы ЛМС на корпоративные почтовые адреса студентов
  • неблокирующий Эссе
    Подробные требования к эссе будут размещены в системе ЛМС. Объем 700-1000 слов
  • неблокирующий Экзамен
    Студент имеет возможность получить автомат и не приходить на экзамен в случае получения оценок не ниже 6 баллов за семинары и за реферат. Формула оценки в «автомат» - 0,5 семинары + 0,5 эссе. Требование по посещаемости, озвученное ранее на лекциях, аннулируется.
  • неблокирующий Семинары
    Семинарские занятия -будут организованы по расписанию - Через систему ЛМС или ZOOM. LMS: В день семинарского занятия в момент его начала преподаватель вывешивает задание к осмыслению, студенты загружают результаты работы в ЛМС (в папку «Проекты»). ZOOM: Студентам будет заранее выложена ссылка в ZOOM, будет организована общегрупповая дискуссия по заявленной к семинару теме (на основе домашнего задания). Ссылки на лекции и семинары отправляются через систему ЛМС, дублируются оповещением из системы ЛМС на корпоративные почтовые адреса студентов
  • неблокирующий Эссе
    Подробные требования к эссе будут размещены в системе ЛМС. Объем 700-1000 слов
  • неблокирующий Экзамен
    Студент имеет возможность получить автомат и не приходить на экзамен в случае получения оценок не ниже 6 баллов за семинары и за реферат. Формула оценки в «автомат» - 0,5 семинары + 0,5 эссе. Требование по посещаемости, озвученное ранее на лекциях, аннулируется.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Семинары + 0.5 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Общая социология : учеб. пособие, Эфендиев А.Г., 2008
  • Социология : учебник для вузов, Фролов, С. С., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Grusky, D. B., & Sørensen, J. B. (2000). Chapter 17: Are There Big Social Classes? In Social Stratification, Class, Race, & Gender in Sociological Perspective (pp. 165–175). Taylor & Francis Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=50340157