We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev
Book
Academic Star Wars: Excellence Initiatives in Global Perspective
In press

Yudkevich Maria, Altbach P. G., Salmi J.

Cambridge: MIT Press, 2023.

Article
The Impact of Carbon Tax and Research Subsidies on Economic Growth in Japan

Besstremyannaya G., Dasher R., Golovan S.

HSE Economic Journal. 2025. Vol. 29. No. 1. P. 72-102.

Book chapter
Science or industry: Improving the quality of the Russian higher education system

Panova A., Slepyh V.

In bk.: Vocation, Technology & Education. Vol. 1. Iss. 4. Shenzhen Polytechnic University, 2024.

Working paper
Living Standards in the USSR during the Interwar Period

Voskoboynikov I.

Economics/EC. WP BRP. Высшая школа экономики, 2023. No. 264.

Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev

Econometrics (Advanced Level)

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Khabibullin, Ramis A.

Khabibullin, Ramis A.

Программа дисциплины

Аннотация

Эконометрика - наука, изучающая количественные и качественные экономические взаимосвязи с помощью математических и статистических методов и моделей. Мы будем подробно изучать линейные регрессионные модели, рассмотрим наиболее частые отклонения от предпосылок классической линейной регрессии, изучим метод максимального правдоподобия, погрузимся в базовый анализ временных рядов и панельных данных. А также изучим базовые модели (logit и probit) для качественных зависимых переменных. Наряду с теоретической основой мы будем работать с реальными данными, используя статистический пакет STATA.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представление о теоретических основах современных эконометрических методов анализа данных
  • Продемонстрировать широкий спектр инструментов анализа данных, описывающих экономические процессы
  • Ознакомить с наиболее важными эконометрическими подходами
  • Сформировать навык корректного использования инструментов на практике при работе со специализированной эконометрической программой STATA.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Введение
    1.1. Методология эконометрического исследования на примере простой макроэкономической модели. 1.2. Обзор основных разделов и методов эконометрики. 1.3. Повторение теории вероятностей и математической статистики
  • 2. Классическая линейная регрессионная модель
    Оценивание параметров линейной регрессионной модели. Преимущества и недостатки различных методов оценивания. Метод наименьших квадратов (МНК). Матричная система обозначений. Операторы-проекторы и их свойства. Геометрическая интерпретация МНК. Свойства оценок метода наименьших квадратов при отсутствии предположения о случайном характере ошибок. Роль гипотезы о включении в регрессию свободного члена. Анализ вариации зависимой переменной в регрессии. Коэффициент множественной детерминации и его свойства. Коэффициент множественной детерминации, скорректированный на степени свободы. 2.2. Классическая линейная регрессия в предположении о случайном характере ошибок. Статистические характеристики ошибок, остатков, МНК-оценок параметров. Теорема Гаусса-Маркова. Несмещенная оценка дисперсии ошибок. 2.3. Гипотеза о нормальном распределении случайной ошибки. Законы распределения оценок регрессионных параметров. t-статистика для оценок коэффициентов регрессии, доверительные интервалы для теоретических значений коэффициентов и прогнозного значения зависимой переменной, доверительный интервал для дисперсии ошибки. F-статистика для линейной комбинации коэффициентов. Статистическая проверка общей линейной гипотезы о коэффициентах регрессии. 2.4. Проверка гипотезы о наличии структурных изменений. Тест Чоу. Использование фиктивных переменных для учета структурных изменений.
  • 3. Регрессионный анализ при нарушении условий теоремы Гаусса-Маркова или предположения о нормальности
    3.1 Мультиколлинеарность. Внешние признаки, методы диагностики, методы устранения. Метод главных компонент. 3.2. Ошибки спецификации. Виды ошибок спецификации и их последствия. Диагностика ошибок спецификации. Выбор «оптимального» набора регрессоров и функциональной формы регрессионной зависимости. 3.3. Гетероскедастичность случайного возмущения и ее причины. Внешние признаки, методы диагностики. Свойства оценок МНК при наличии гетероскедастичности. Оценивание моделей с гетероскедастичными ошибками. Взвешенный метод наименьших квадратов. Доступный обобщенный метод наименьших квадратов. 3.4. Автокорреляция в линейных моделях. Внешние признаки, тесты.
  • 4. Оценка максимального правдоподобия
    4.1. Оценка максимального правдоподобия (ML). Концепция, общие свойства оценок ML. 4.2. Оценка максимального правдоподобия параметров линейной регрессионной модели. Критерии для тестирования гипотез в линейной модели. Тесты Вальда (W), множителей Лагранжа (LM), отношения правдоподобия (LR) для тестирования общих ограничений в классической регрессионной модели. QML, понятие об обобщенном методе моментов (GMM).
  • 5. Модели с дискретными зависимыми переменными.
    5.1. Дискретные зависимые переменные: номинальные, ранжированные, количественные. Модели бинарного выбора. Probit и Logit модели. Интерпретация коэффициентов в моделях бинарного выбора. Предельные эффекты. Критерии качества моделей. Ошибки спецификации в моделях бинарного выбора. 5.2. Модели множественного выбора. Упорядоченный и неупорядоченный выбор. 5.3. Модели с урезанными и цензурированными выборками. Tobit модель. Модель Хекмана. Пример Mroze: занятость женщин.. 5.4. Регрессия с переключением (switch regression model). 5.5. Модели времени жизни: от чего зависит длительность пребывания в состоянии безработицы?
  • 6. Проблема эндогенности
    6.1. Неприменимость МНК в случае коррелированности регрессоров и случайной ошибки. Автокорреляция в динамических авторегрессионных моделях. Ошибки измерений переменных. Одновременность. Пропущенные регрессоры. 6.2. Инструментальные переменные. Где искать инструменты? Пригодность и уместность инструментов. Тест Хаусмана, его интерпретация. Тест Саргана. 6.3. Приложение: оценивание отдачи от образования.
  • 7. Анализ временных рядов
    7.1 Понятие случайного (стохастического) процесса. Временной ряд, как дискретный случайный процесс. Слабо и сильно стационарные случайные процессы. Характеристики случайных процессов (математическое ожидание, дисперсия, автоковариационная и автокорреляционная функции). Теорема Вольда. Оператор лага. 7.2 Стационарность случайных процессов. Модели скользящего среднего MA(q). Условие обратимости. Модели авторегрессии AR(p). Уравнения Юла-Уокера. Условие стационарности. Модели авторегрессии-скользящего среднего ARMA (p,q). Автокорреляционная и частная автокорреляционная функции. 7.3 Оценивание коэффициентов авторегрессионных моделей. Оценивание коэффициентов процессов ARMA (р). Качество подгонки моделей временных рядов. Информационные критерии Акаике (AIC) и Шварца (BIC). Подход Бокса-Дженкинса к идентификации моделей стационарных временных рядов. 7.4 Многомерные временные ряды. Нестационарные ряды и кажущаяся регрессия. Понятие коинтеграции.
  • 8. Модели анализа панельных данных.
    8.1. Преимущества использования панельных данных. Трудности, возникающие при работе с панельными данными. 8.2. Понятие о модели однокомпонентной ошибки или модели со специфическим индивидуальным эффектом. Спецификация модели. Детерминированный и случайный индивидуальный эффект. Операторы «Between» и «Within». Виды оценок. Сравнительный анализ оценок. 8.3. Тестирование спецификации в моделях панельных данных. Тест Хаусмана. Тест на наличие случайного индивидуального эффекта. Тест на наличие детерминированного индивидуального эффекта.
  • 9. Дополнительные главы
    9.1 Медианная регрессия и квантильная регрессия. 9.2 Пространственная корреляция. Пространственные эконометрические модели. 9.3 Средний эффект воздействия ATE. Средний эффект воздействия на подвергшихся воздействию. Смещение выборки из-за отбора. Оценка среднего эффекта воздействия с помощью регрессии. Инструментальные переменные. Мэтчинг. Мера склонности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания №1 и №2
    Составляют 5% от итоговой оценки.
  • неблокирующий Квизы
    Представляют собой письменные опросы на лекциях продолжительностью 15 минут. Составляют 5% от итоговой оценки.
  • неблокирующий Проект
    Большое домашнее задание, выполняемое на реальных данных. Составляет 20% от итоговой оценки.
  • неблокирующий Контрольная по итогам 1-го модуля
    Составляет 10% от итоговой отметки.
  • неблокирующий Финальный письменный экзамен
    Составляет 60% итоговой отметки. Экзамен проводится в дистанционном формате
  • неблокирующий Активность на семинарах
    К итоговой сумме добавляются баллы за активность на семинарах (т.е. теоретически итоговая оценка может быть более 100 баллов).
  • неблокирующий Домашние задания №1 и №2
    Составляют 5% от итоговой оценки.
  • неблокирующий Квизы
    Представляют собой письменные опросы на лекциях продолжительностью 15 минут. Составляют 5% от итоговой оценки.
  • неблокирующий Проект
    Большое домашнее задание, выполняемое на реальных данных. Составляет 20% от итоговой оценки.
  • неблокирующий Контрольная по итогам 1-го модуля
    Составляет 10% от итоговой отметки.
  • неблокирующий Финальный письменный экзамен
    Составляет 60% итоговой отметки.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    К итоговой сумме добавляются баллы за активность на семинарах (т.е. теоретически итоговая оценка может быть более 100 баллов).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.09 * Домашние задания №1 и №2 + 0.01 * Квизы + 0.1 * Контрольная по итогам 1-го модуля + 0.2 * Проект + 0.6 * Финальный письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Эконометрика. Начальный курс, учебное пособие, АНХ при Правит. РФ, 2-е изд., испр., 248 с., Магнус, Я. Р., Катышев, П. К., Пересецкий, А. А., 1998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Эконометрика. Применение пакета STATA : учеб. и практикум для вузов, Баум К.Ф., Айвазян С.А., 2018