We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev
Book
Academic Star Wars: Excellence Initiatives in Global Perspective
In press

Yudkevich Maria, Altbach P. G., Salmi J.

Cambridge: MIT Press, 2023.

Book chapter
Science or industry: Improving the quality of the Russian higher education system

Panova A., Slepyh V.

In bk.: Vocation, Technology & Education. Vol. 1. Iss. 4. Shenzhen Polytechnic University, 2024.

Working paper
Living Standards in the USSR during the Interwar Period

Voskoboynikov I.

Economics/EC. WP BRP. Высшая школа экономики, 2023. No. 264.

Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev

Russian Economy

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
3 year, 3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин. Для подготовки бакалавров по направлению «Экономика» настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:  История экономических учений;  Математическая статистика;  Микроэкономика;  Макроэкономика. Целями освоения дисциплины «Российская экономика» являются:  дать представления о современном состоянии российской экономики;  сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Российская экономика» являются: - дать представления о современном состоянии российской экономики; - сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества. Выполнение поставленных целей требует соответствующих исторических экскурсов для систематизации факторов определяющих логику социально-экономического развития страны на разных его этапах, что позволит продемонстрировать преемственность проблем российской экономики в условиях различных экономических систем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Получение слушателями представлений об исторических особенностях формирования экономики России, об "эффектах колеи" в части территориального развития, развития инфраструктуры, формирования институтов.
  • Понимание слушателями тех объективных и субъективных факторов, которые предопределили необходимость отказа от плановой системы и перехода к рынку, причин выбора конкретной модели проведения рыночных реформ.
  • Получение знаний о причинах и масштабах структурных и социальных изменений в период трансформационного спада и их влияния на тенденции экономического развития России
  • Знание о месте России в мировой экономике, ее специализации и связанных с этим проблемах для экономического роста
  • Знания о причинах и механизмов формирования экономических дисбалансов в условиях плановой экономики и падение конкурентоспособности национальной экономики.
  • Знание особенностей российской бюджетной системы, её развития с начала 2000-х гг., проблем российской бюджетной политики и причин их возникновения.
  • Знание проблем. стоящих перед российской пенсионной системой , умение обосновывать основные направления их решения.
  • Знание факторов, определяющих современное состояние экономического развития РФ
  • Знание основных проблем в области здравоохранения, взаимосвязи между развитием этой сферы и экономическим развитием, смысла проводимых реформ и их возможных последствиях.
  • Знание основных проблем в области образования, взаимосвязи между образованием и проблемой социальной и экономической структуры, об основных моделях реформирования системы образования, их возможных последствиях.
  • Знание основных проблем в области обеспечения качества жизни населения, включая обеспеченность жильем и социальной инфраструктурой, представления об альтернативных моделях развития градостроительства и формирования рынка жилья.
  • Знание основных показателей бедности и неравенства,в России, особенностей российского среднего класса.
  • Знания о современном уровне социально-экономического развития России, как в абсолютных, так и в относительных показателях, включая место России в различных международных рейтингах.
  • Знание о месте России в мировой экономике, ее специализации и связанных с этим проблемах для экономического роста.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экономическая история России.
    В рамках данной темы слушателям лаются базовые факты из экономической истории России и особенности социально-экономического развития в период перехода к индустриальной экономике в рамках Российской империи (начиная с середины ХIX века) и в Советский период (1917-1990 гг.). Основной фокус лекций и семинарских занятий сделан на описания географических, исторических и институциональных факторов, формировавших экономическую структуру в эти периоды и влияющих на особенности построения в России рыночной экономики. Соответствующие онлайн лекции: - Российская империя 1861-1913 гг.: реформы для рыночной модернизации; - Командная модернизация: экономика России 1917-1953 гг.; - Советская экономика (1953-1990 гг.).
  • Переход от планово-административной системы к рыночной экономике.
    Рассматриваются причины и механизмы развития экономических дисбалансов и социальных противоречий в период позднего СССР, объективные предпосылки к отказу от плановой системы хозяйства, существовавшие альтернативные подходы к модернизации экономики. Особое внимание уделено программам рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века , положительным и отрицательным экстерналиям либерализации торговли, приватизации государственной собственности и т.д. Тема затрагивает два основных периода: период трансформационного спада, завершившегося кризисом 1998 г., и период восстановительного роста (1999-2008), включая кризис 2009г. Соответствующие онлайн-лекции: -Приватизация и эволюция собственности в России; -Национальное богатство.
  • Современное состояние и тенденции в развитии экономики России.
    Рассматриваются вопросы позиционирования России в мировой экономики, включая общий уровень экономического и социального развития, место и роль в мировой торговле. Тема включает также обсуждение таких проблем как механизмы и модели экономического роста, структуры экономики и роль структурных сдвигов в экономическом развитии, а также проблемы развития основных секторов экономики России, включая нефте-газовый сектор, обрабатывающую промышленности, сельской хозяйство и др. Соответствующие онлайн-лекции: -Структура российской экономики и структурная политика; -Важнейшие отрасли экономики России: нефтяная и газовая промышленность, обрабатывающая промышленность; -Важнейшие отрасли экономики России: сельское хозяйство, транспорт.
  • Социальные проблемы и экономический рост. Региональные аспекты развития.
    Рассмотрены проблемы социальной структуры российского общества, вопросы социального неравенства, бедности, основные демографические тенденции. Основной акцент сделан на обсуждении основных характеристик, тенденции и проблемы в формировании человеческого капитала (здравоохранение, образование и др.), а также на обсуждении прошедших и/или обсуждаемых реформ в части социального развития. Также обсуждение в рамках лекций и семинарских занятий сфокусировано на взаимосвязи процессов социального и экономического развития с учетом региональной специфики. Соответствующие онлайн-лекции: - Уровень жизни; - Социальная политика; - Рынок труда; - Здравоохранение; - Образования; - Российская инновационная система; -Российские регионы; - Региональное развитие; - Развитие городов; - Рынок жилья и ЖКХ.
  • Финансовый сектор.
    В рамках данной темы рассматриваются особенности валютная политики России и факторы ее выбора для ресурсной экономики; переход к таргетированию инфляции в России, антикризисная политика в России в 2009 г. и 2014 г. затрагиваются вопросы государственная собственности в российской экономике. Структура бюджета России, система налогообложения (виды налогов, ставки налогов, доли поступлений от разных типов налогов в бюджетах). Изучаются основные характеристики пенсионной системы и стратегия переходного периода. Соответствующие онлайн-лекции: -Бюджетно-налоговая политика; -Монетарная и валютная политика; -Банковская система; -Финансовые рынки; -Пенсионная система.
  • Актуальные проблемы экономики России и альтернативные пути их решения.
    Лекции и семинары в рамках темы посвящены проблематике поиска новой модели экономического роста, актуальным институциональным и экономическим вызовам для социально-экономического развития. Рассматриваются вопросы места и роли государства в современной экономике России, государственной экономической политики в условиях исчерпания прежних источников роста, нарастания геополитических противоречий. Соответствующие онлайн-лекции: - Преимущества России в мировой торговле; - Глобализация и торговые барьеры; - Санкции и российская экономика; -  Потоки капитала и валютный курс.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах в 3 модуле
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится в письменной форме и предполагает, что студент должен уметь полно отвечать на открытые вопросы, задаваемые в соответствии с содержанием основных и дополнительных источников литературы, которые используются в ходе освоения дисциплины «Российская экономика». В случае проведения дисициплины в дистанционном формате до конца 4 модуля экзамен будет проводится на платформе LMS. За 10 минут до начала экзамена студентам необходимо проверить наличие доступа к LMS. В случае отсутствия доступа/проблем с доступом немедленно сообщить об этом преподавателю, ведущему семинары, по электронной почте1. Описание процедуры экзамена: В день экзамена за десять минут до начала экзамена каждый студент должен в папку «Обязательства» в Проекты LMS прикрепить фотографию листа, где им собственноручно написана следующая фраза: "Обязуюсь выполнять экзаменационную работу по курсу «Российская экономика» самостоятельно, не пользоваться помощью других людей и не оказывать помощь другим. За нарушение несу полную ответственность, вплоть до отчисления. Дата, ФИО, группа, подпись" В день экзамена в обозначенное время его начала в системе LMS в разделе Файлы открывается доступ к файлу со списком студентов и номерами назначенных каждому из них вариантов экзамена. Варианты экзамена будут доступны в разделе Тесты. На выполнение экзамена дается 80 минут. Ответы на вопросы экзамена оформляются в файл Word. Скан, фотография не допускаются. Таким образом, через 80 минут студент обязан прикрепить файл с ответами на вопросы экзамена в разделе Проекты в папку с номером своей группы (группы, с которой посещал семинары). Сдача ответов на вопросы экзамена по истечении 80 минут штрафуется (минус 1 балл за каждые 5 минут опоздания). Формат экзамена: Экзамен состоит из 6 открытых вопросов, каждый из которых требует развернутого ответа (но не более 2500 знаков с пробелами). Каждый вопрос имеет вес 2 балла, за неполные ответы засчитываются неполный балл, кратный 0,25. Во время экзамена студент обязан соблюдать правила академической этики: запрещается подлог, списывание, заимствование идей без указания авторства и т.п. После экзамена работы будут проверены в системе Антиплагиат. В случае идентичных ответов у двух и более студентов баллы за ответ засчитываются только первому сдавшему, остальные студенты с идентичным ответом получают 0 баллов за ответ. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. В случае невозможности использования системы LMS по объективной причине студент обязан заранее сообщить преподавателю, ведущему семинары о проблеме. Отсутствие сообщений приравнивается к подтверждению работоспособности.
  • неблокирующий Работа на семинарах в 4 модуле
  • неблокирующий Контрольная работа
    Правила проведения контрольной работы (при условии проведения контрольной в очном формате): • Во время написания работы покидать аудиторию возможно лишь в случае сдачи контрольной работы. Продолжительность работы – 80 минут. • Во время проведения контрольной все личные вещи за исключением ручек, калькуляторов, студенческого билета, воды (шоколадки, по желанию) должны находиться на последней парте. • В случае 1) наличия при себе электронных устройств (за исключением простых калькуляторов) 2) наличия любых видов шпаргалок 3) списывания оценка за работу обнуляется, работа остается без проверки. При проведении дисциплины в дистанционном формате - контрольная работа будет проводиться на платформе LMS.
  • блокирующий Тесты по лекциям онлайн-курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Контрольная работа + 0.2 * Работа на семинарах в 3 модуле + 0.2 * Работа на семинарах в 4 модуле + 0.1 * Тесты по лекциям онлайн-курса + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ : курс лекций, Ясин, Е. Г., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Долгое время : Россия в мире: очерки экономической истории, Гайдар, Е., 2005
  • Российская экономика. Кн.2: Настоящее и перспективы после реформ, , 2019
  • Экономика неплатежей: Как и почему мы будем жить завтра, Делягин, М. Г., 1997