We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev
Book
Academic Star Wars: Excellence Initiatives in Global Perspective
In press

Yudkevich Maria, Altbach P. G., Salmi J.

Cambridge: MIT Press, 2023.

Article
The Impact of Carbon Tax and Research Subsidies on Economic Growth in Japan

Besstremyannaya G., Dasher R., Golovan S.

HSE Economic Journal. 2025. Vol. 29. No. 1. P. 72-102.

Book chapter
Science or industry: Improving the quality of the Russian higher education system

Panova A., Slepyh V.

In bk.: Vocation, Technology & Education. Vol. 1. Iss. 4. Shenzhen Polytechnic University, 2024.

Working paper
Living Standards in the USSR during the Interwar Period

Voskoboynikov I.

Economics/EC. WP BRP. Высшая школа экономики, 2023. No. 264.

Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev

Econometrics (Advanced Level)

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
11
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Эконометрика – одна из базовых основ современного экономического образования, в которой собран вероятностно-статистический инструментарий, необходимый для количественного анализа социально-экономических процессов и явлений и обоснования рекомендаций по экономической политике, вытекающих из проведенного анализа. Курс «Эконометрика (продвинутый уровень)» относится к профессиональному циклу и рассчитан на студентов магистратуры, прослушавших курс математического анализа, включающий дифференциальное и интегральное исчисление, а также курсы линейной алгебры, методов оптимальных решений, экономической статистики, теории вероятностей и математической статистики. Желательно иметь представление об эконометрике в рамках бакалаврского курса, но обязательным это требование не может являться, поскольку не может быть предъявлено магистрантам, не обладающим экономическим базовым образованием. Сведения, полученные в данном курсе, необходимы при изучении дисциплины Макроэкономика-3 и могут быть использованы в курсах «Экономика здоровья», «Макроэкономическая политика в переходных и развивающихся экономиках», «Макроэкономика финансовых рынков», «Экономика образования», «Корпоративное управление», «Государственные расходы», «Эмпирические корпоративные финансы», «Стохастический анализ в финансах», «Моделирование рисков», «Анализ финансовых временных рядов», «Корпоративные финансы: оценка стоимости компаний», «Финансовое моделирование в фирме», «Финансовое поведение населения», «Экономический рост», «Эконометрические приложения теории игр». Учебный процесс состоит из посещения студентами лекций и семинарских занятий, решения основных типов задач, включаемых в контрольные и домашние работы, связанные с анализом реальных данных, выполняемые на компьютерах в специализированных эконометрических пакетах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс «Эконометрика (продвинутый уровень)» рассчитан на студентов 1-го курса, обучающихся по магистерским программам «Прикладная экономика» и «Финансовые рынки». Задача курса – дать студентам представление о многообразии современных подходов эконометрического исследования, научить пониманию и использованию математического языка, на котором принято описывать современные эконометрические методы, привить критический подход при отборе инструментов анализа и осознание необходимости тщательного тестирования статистической адекватности получаемых моделей, а также развить навыки содержательной интерпретации результатов. Материал курса предназначен для использования в дисциплинах, связанных с эмпирическим анализом реальных экономических явлений, в курсах макро- и микро- экономики, при выполнении исследований в ходе подготовки магистерской диссертации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В процессе изучения курса «Эконометрика-2» в соответствие с требованиями образовательного стандарта высшего профессионального образования у слушателей магистратуры по направлению подготовки «Экономика» должны формироваться следующие виды компетенций: • способность предлагать концепции, модели и апробировать современные способы и инструменты анализа
  • • способность к самостоятельному освоению новых методов исследования
  • • способность анализировать, оценивать полноту информации и при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию
  • • способность вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую, деятельность в международной среде
  • Инструментальные компетенции в научно-исследовательской деятельности: - обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять перспективные направления дальнейших исследований, составлять программу собственных исследований
  • • собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать финансово-экономическую информацию по теме исследования, выбирать методики и средства решения задачи
  • • выполнять математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований
  • • разрабатывать эконометрические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере
  • • готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне
  • • анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов
  • • составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом
  • • разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методы подгонки зависимости
    Понятие функции регрессии. Парная регрессия. Оценивание параметров линейной регрессионной модели. Преимущества и недостатки различных методов оценивания. Метод наименьших квадратов (МНК). Медианная регрессия. Квантильная регрессия. Непараметрическая регрессия. Метод максимальнго правдоподобия (ММП).
  • Модели анализа панельных данных.
    Преимущества использования панельных данных: увеличение размера выборки, снижение остроты проблемы мультиколлинеарности, возможность учета некоторых типов пропущенных переменных, облегчение задачи поиска инструментов в случае эндогенности, доступность индивидуальной истории объектов, учет неоднородности объектов. Трудности, возникающие при работе с панельными данными: смещение неоднородности, смещение самоотбора, смещение истощения, проблемы с оцениванием для панелей с короткими временными рядами, проблемы автокорреляции ошибок и нестационарности в панелях с длинными временными рядами. Обыкновенная (Pool) регрессионная модель. Причины возможной несостоятельности оценок Pool-модели. Система обозначений в панельных регрессионных моделях. Модель с детерминированными индивидуальными эффектами (FE-модель). Оценка LSDV и проблемы ее вычисления. Оценка «Within» и ее свойства. Модель со случайными индивидуальными эффектами (RE-модель). Оценка ОМНК коэффициентов RE-модели. Оценка доступного ОМНК коэффициентов RE-модели. Оценка ММП RE-модели. Сравнительный анализ свойств оценок . Тестирование спецификации в моделях панельных данных. Критика Мундлака спецификации модели со случайным эффектом. Альтернативная спецификация RE-модели, предложенная Мундлаком. Оценки коэффициентов модели Мундлака и их связь с оценками регрессий «Between» и «Within». Тестирование существенности различий RE-модели и модели Мудлака: тест Хаусмана для выявления коррелированности регрессоров и случайного эффекта. Тест множителя Лагранжа Бройша-Пагана на наличие случайного индивидуального эффекта. Тест на наличие детерминированного индивидуального эффекта . Понятие иерархических моделей. Модели со случайными эффектами на коэффициенты наклона .
  • Регрессионный анализ при нарушении условий теоремы Гаусса-Маркова или предположения о нормальности
    Мультиколлинеарность и ее теоретические предпосылки. Внешние признаки, методы диагностики, методы устранения. Гребневая оценка. Метод главных компонент. Невложенные регрессионные модели. Тестирование невложенности: J-тест Дэвидсона-Мак Киннона. Ошибки спецификации. Виды ошибок спецификации и их последствия. Диагностика ошибок спецификации. Диагностика нормальности распределения случайного возмущения. Выбор оптимального набора регрессоров (F-тест, тест Рамсея) и функциональной формы регрессионной зависимости (тесты Бокса-Кокса и Pe-тест Дэвидсона-Мак Киннона). Нелинейные регрессионные модели. Линеаризация. Оценивание структурных параметров на основании линеаризованного аналога нелинейной модели, оценки дисперсии структурных параметров. Пример: производственная функция CES. Нелинейный МНК. Условия существования и единственности оценок НМНК. Свойства оценок НМНК. Пример: оценивание параметров функции потребления. Гетероскедастичность случайного возмущения и ее причины. Внешние признаки, методы диагностики, методы устранения. Поправки Уайта. ОМНК. Взвешенный МНК. Автокорреляция случайной ошибки и ее причины. Внешние признаки, методы диагностики, методы устранения. Поправки Ньюи-Уэста. ОМНК.
  • Оценивание моделей по временным рядам
    Начальные сведения об анализе временных рядов: декомпозиция, выделение тренда, сезонные индексы. Примеры использования сезонных индексов. Стационарность временного ряда. Тестирование наличия единичного корня: тест Дики-Фуллера и его модификации. Методология Бокса-Дженкинса. Подбор модели ARIMA. Коррелограмма, автокорреляционная функция и частная автокорреляционная функция. Статитика Q Бокса-Льюнга (Бокса-Пирса). Особенности учета гетероскедастичности (кластеров волатильности) для временных рядов. Модели ARCH. Динамические модели со стационарными переменными и методы их оценивания. Тест Гренджера на статистическую причинность. Ложная регрессия. Понятие коинтеграции. Примеры моделей с лаговыми переменными. (Модель частичного приспособления, модель адаптивных ожиданий, модель коррекции ошибок, модель векторной авторегрессии)
  • Метод максимального правдоподобия.
    Оценка максимального правдоподобия: примеры и формальный подход ММП для многомерного нормального распределения. Свойства оценок ММП: инвариантность, состоятельность, асимптотическая нормальность, асимптотическая эффективность . ММП для линейной регрессионной модели. ММП для нелинейной регрессионной модели, примеры: нелинейная функция потребления, регрессия Бокса-Кокса. ММП для моделей с гетероскедастичными ошибками при различных гипотезах об источниках гетероскедастичности. ММП для моделей с автокоррелированными ошибками при различных гипотезах о виде автокорреляции. ММП для моделей с бинарной зависимой переменной. Информационная матрица Фишера. Оценивание стандартных ошибок оценок ММП параметров моделей. Критерии для тестирования гипотез в линейной модели. Тесты Вальда, отношения правдоподобий и множителей Лагранжа для проверки общих ограничений в классической регрессионной модели . Комбинированный подход ММП и ОММ: конструирование моментных тождеств в ОММ на основании условий первого порядка для логарифма функции правдоподобия. Метод квазиправдоподобия. Свойства оценок. Суперсостоятельность оценок метода квазиправдоподобия
  • Оценивание регрессионных моделей в условиях эндогенности.
    Несостоятельность оценок МНК в случае коррелированности регрессоров и случайной ошибки. Выявление несостоятельности оценок МНК в моделях с пропущенной существенной переменной, с ошибками измерения регрессоров, с условной одновременностью регрессоров и регрессанта, при наличии самоотбора, в динамических авторегрессионных моделях с автокорреляцией ошибок. Инструментальные переменные. Метод инструментальных переменных, двухшаговый МНК, свойства оценок. Сильные и слабые инструменты. Где искать инструменты? Тестирование экзогенности регрессоров (тест Хаусмана). Двойственность интерпретации результатов теста Хаусмана. Альтернативный метод тестирования экзогенности регрессоров, когда нарушаются предпосылки теста Хаусмана. Приложение: оценивание отдачи от образования.
  • Предмет эконометрики. Методология эконометрического исследования
    Предмет эконометрики. Методология эконометрического исследования. Теоретическая и эконометрическая модель. Условия успешности эконометрического анализа. Источники данных для анализа. Три типа экономических данных: временные ряды, cross-section данные, панельные данные. Примерный вариант показателей для стратегического анализа деятельности предприятия. Основные этапы эконометрического анализа данных
  • Обобщенный метод моментов.
    Обобщенный метод моментов. Генеральные моменты и выборочные моменты. Точная идентификация ограничений на моменты и классический метод моментов (КММ) . Понятие моментного тождества. Теоретические и эмпирические моментные тождества. J-функционал. Оптимизационная задача для ОММ. Асимптотические свойства ОММ-оценок. Эффективный ОММ и доступный эффективный ОММ. Сверхидентифицирующие ограничения на моменты. Тест на сверхидентифицирующие ограничения (J-тест Хансена) .Ковариационная матрица оценок ОММ в случае отсутствия аналитического решения задачи оптимизации J-функционала. ОММ и оценивание нелинейной модели СCAPM
  • Модели волатильности.
    GARCH-модели. Оценивание методом максимального правдоподобия и обобщенным методом моментов: оценивание параметров модели и расчет ковариационной матрицы оцененных коэффициентов модели. Расчет и прогнозирование волатильности финансовых инструментов при помощи GARCH-модели. Понятие о моделях стохастической волатильности
  • Модели дискретного выбора и модели с ограниченной зависимой переменной.
    терминах латентной зависимой переменной. Причины некорректности модели линейной вероятности: нарушение гипотезы нормальности ошибок, гетероскедастичность, проблемы вероятностной интерпретации оценки прогноза. Probit и Logit модели как альтернатива модели линейной вероятности. Метод максимального правдоподобия для оценки параметров моделей Probit и Logit. Информационная матрица и оценки стандартных ошибок для оценок параметров моделей Probit и Logit. Интерпретация коэффициентов в моделях бинарного выбора.Ошибки спецификации в моделях бинарного выбора. Критерии качества моделей. Приложение: от чего зависит решение о принятии закладной? Дискретные зависимые переменные: номинальные, ранжированные, количественные. Модель множественного выбора. Применение моделей множественного выбора для моделирования рейтингов банков. Пуассоновская регрессия . Ограниченные и цензурированные зависимые переменные Тобит-модель для учета усеченности выборочного распределения зависимой переменной. Модель Хекмана для учета смещения самоотбора .Регрессия с переключением для учета эндогенного выбора.
  • Системы регрессионных уравнений
    Общие понятия о системах уравнений, используемых в эконометрике. Структурная и приведенная форма моделей. Системы внешне несвязанных уравнений. Оценивание. Примеры приложений. Эндогенность и причинность. Проблемы идентификации. Условия порядка и ранга. Методы оценивания. Косвенный МНК. Двухшаговый МНК и метод инструментальных переменных. Трехшаговый МНК. Динамические системы.
  • Модели пространственной эконометрики.
    Понятие пространственного лага. Пространственные веса. Пространственные статистики. I cтатистика Морана. Модели SAR и SARIMA.Методы оценивания пространственных моделей. Диагностирование пространственных моделей. Интерпретация результатов. Программное обеспечение для оценивания пространственных моделей. Пример анализа конвергенции российских регионов по доходам с учетом пространственной зависимости.
  • Непараметрическое и полупараметрическое оценивание.
    Ядерные функции. Частично линейная регрессия. Непараметрическая регрессия. Свойства оценок. Тестирование гипотез .
  • Байесовская эконометрика.
    Априорные и апостериорные распределения параметров регрессии. Выбор наилучшей модели. Доверительные интервалы и проверка гипотез. Пример оценивания иерархической модели в байесовском подходе. Марковские цепи. МСМС. Заполнение пропусков в данных .
  • Методы симуляционного моделирования.
    Идея конструирования эмпирического распределения. Алгоритм бутстрапа. Бутстраповские стандартные ошибки, квантили и доверительные интервалы . Симуляционный метод максимального правдоподобия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание в 4 модуле; контрольные работы в 1 модуле; письменный экзамен во 2 мод.
    В 2019/2020 учебном году формула итоговой оценки такова: О_итоговая = 0.15* О_кр1 + 0.20* О_экз1 + 0.15*О_дз1 + 0.10*О_кр3 + 0.20*О_дз2 + 0.10*О_кр4 + 0.10*О_кр5 Правила проведения заключительного теста (кр5): тест начинается точно в указанное время (будет уточнено к началу сессии) -ровно через полчаса вход в тест будет заблокирован -если во время теста у вас произойдет сбой и результаты не сохранятся, повторный вход в тест запрещается -если вы завершите тест позднее, чем через 15 минут после официального времени окончания теста, ваши результаты не засчитываются -если по причине сбоя вам не удастся пройти тест (кр5), вес его будет перераспределен в равных долях между весами тестов №1 и №2 -если сбои будут систематически препятствовать прохождению вами тестов или не по одному из тестов №1, №2, №3 вам не удастся получить оценки, в экзаменационную сессию вам будет предложено пройти устное индивидуальное on-line собеседование по материалу модуля 4
  • неблокирующий Домашние задания -дз; Контрольные работы-кр; Экзамен 1-эк1.
    Способ округления – арифметический
  • неблокирующий Домашнее задание в 4 модуле; контрольные работы в 1 модуле; письменный экзамен во 2 мод.
    В 2019/2020 учебном году формула итоговой оценки такова: О_итоговая = 0.15* О_кр1 + 0.20* О_экз1 + 0.15*О_дз1 + 0.10*О_кр3 + 0.20*О_дз2 + 0.10*О_кр4 + 0.10*О_кр5 Правила проведения заключительного теста (кр5): тест начинается точно в указанное время (будет уточнено к началу сессии) -ровно через полчаса вход в тест будет заблокирован -если во время теста у вас произойдет сбой и результаты не сохранятся, повторный вход в тест запрещается -если вы завершите тест позднее, чем через 15 минут после официального времени окончания теста, ваши результаты не засчитываются -если по причине сбоя вам не удастся пройти тест (кр5), вес его будет перераспределен в равных долях между весами тестов №1 и №2 -если сбои будут систематически препятствовать прохождению вами тестов или не по одному из тестов №1, №2, №3 вам не удастся получить оценки, в экзаменационную сессию вам будет предложено пройти устное индивидуальное on-line собеседование по материалу модуля 4
  • неблокирующий Домашние задания -дз; Контрольные работы-кр; Экзамен 1-эк1.
    Способ округления – арифметический
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Отдельной оценки для этого этапа нет, так как итоговая оценка состоит из частей безотносительно модулей. Есть накопленная оценка и оценка за экзамен в 4 модуле.
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    О_итоговая = 0.15* О_кр1 + 0.20* О_экз1 + 0.15*О_дз1 + 0.10*О_кр3 + 0.20*О_дз2 + 0.10*О_кр4 + 0.10*О_кр5
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Путеводитель по современной эконометрике : учеб.- метод. пособие для вузов, Вербик, М., 2008
  • Эконометрика. Начальный курс, Магнус, Я. Р., 1997

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hamilton, J. D. . (DE-588)122825950, (DE-576)271889950. (1994). Time series analysis / James D. Hamilton. Princeton, NJ: Princeton Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.038453134
  • Luc Anselin. (2001). Spatial econometrics. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C196AD5A
  • Wooldridge, J. M. . (DE-588)131680463, (DE-576)298669293. (2002). Econometric analysis of cross section and panel data / Jeffrey M. Wooldridge. Cambridge, Mass. [u.a.]: MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.095629173
  • Практика эконометрики: классика и современность : учебник для вузов, Берндт, Э. Р., 2005
  • Прикладная статистика и основы эконометрики : учебник для вузов, Айвазян, С. А., 1998
  • Эконометрика в задачах и упражнениях, Борзых, Д. А., 2017