We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev
Book
Academic Star Wars: Excellence Initiatives in Global Perspective
In press

Yudkevich Maria, Altbach P. G., Salmi J.

Cambridge: MIT Press, 2023.

Article
The Impact of Carbon Tax and Research Subsidies on Economic Growth in Japan

Besstremyannaya G., Dasher R., Golovan S.

HSE Economic Journal. 2025. Vol. 29. No. 1. P. 72-102.

Book chapter
Science or industry: Improving the quality of the Russian higher education system

Panova A., Slepyh V.

In bk.: Vocation, Technology & Education. Vol. 1. Iss. 4. Shenzhen Polytechnic University, 2024.

Working paper
Living Standards in the USSR during the Interwar Period

Voskoboynikov I.

Economics/EC. WP BRP. Высшая школа экономики, 2023. No. 264.

Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev

Queuing Theory

2021/2022
Academic Year
ENG
Instruction in English
10
ECTS credits
Type:
Elective course
When:
4 year, 1-3 module

Instructor

Furmanov, Kirill K.

Furmanov, Kirill K.

Course Syllabus

Abstract

Курс содержит подробное введение в теорию массового обслуживания и знакомит слушателей с подходами к аналитическому и симуляционному исследованию систем массового обслуживания (СМО), то есть систем, обрабатывающих поток заявок, обслуживание которых требует времени. Примеры СМО: (1) сервер, отвечающий на запросы пользователей; (2) больница, обслуживающая поступающих пациентов; (3) телекоммуникационная система, предоставляющая услуги связи; (4) коммутатор, пересылающий пакеты по компьютерной сети. Как правило, моменты поступления и продолжительность обслуживания заявок считаются случайными, поэтому при моделировании используется теория случайных процессов - её основы также излагаются в настоящем курсе. Для изучения процессов, аналитическое исследование которых практически не возможно, рассматриваются методы имитационного моделирования.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • познакомить студентов с теорией случайных процессов и её приложениями
  • дать инструментарий, пригодный для описания и моделирования систем массового обслуживания
  • дать теоретические знания, которые нужны для понимания академической литературы, затрагивающей проблемы массового обслуживания
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • знать определение и основные свойства производящих функций случайных величин
  • знать основные вероятностные модели времени наступления событий: пуассоновский поток, поток Эрланга, поток восстановления.
  • Знать основные параметры и характеристики систем массового обслуживания
  • знать основные подходы к генерированию случайных чисел и симуляции случайных процессов
  • знать основы теории случайных процессов
  • Знать типичные области применения ТМО
  • уметь найти стационарное распределение марковской цепи в дискретном и непрерывном времени
  • уметь найти стационарное распределение числа заявок в случае возможности отказа от ожидания в очереди (balking) или ухода (reneging)
  • уметь подобрать подходящую модель для описания реальной ситуации
  • уметь рассчитать основные показатели эффективности систем M/M/c, M/M/c/c, M/M/c/inf, M/M/c/K.
  • уметь рассчитать основные показатели эффективности системы M/G/1
  • уметь рассчитать основные характеристики эффективности систем M/M/1, M/M/1/K
  • уметь реализовать имитационную модель СМО
  • уметь решать простые разностные и дифференциальные уравнения
Course Contents

Course Contents

  • Введение. Системы массового обслуживания и их основные характеристики.
  • Разностные и дифференциальные уравнения
  • Моделирование входящего потока заявок
  • Цепи Маркова
  • Одноканальные марковские СМО
  • Имитационное моделирование процесса обслуживания
  • Многоканальные марковские СМО
  • Система M/G/1
  • Производящие функции
  • Системы с "нетерпеливыми" заявками
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Контрольная работа
  • non-blocking Домашнее задание
  • non-blocking Экзамен
    Экзамен письменный
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2021/2022 3rd module
    0.25 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Домашнее задание
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Gorain, G. C. (2014). Introductory Course on Differential Equations. New Delhi: Alpha Science Internation Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1878058
  • Performance modeling and design of computer systems : queueing theory in action, Harchol-Balter, M., 2013
  • Simulation modeling handbook : a practical approach, Chung, C. A., 2004

Recommended Additional Bibliography

  • DORDA, M., TEICHMANN, D., & GRAF, V. (2019). Optimisation of Service Capacity Based on Queueing Theory. MM Science Journal, 2975–2981. https://doi.org/10.17973/MMSJ.2019_10_201889
  • Introduction to probability models, Ross, S. M., 2010

Authors

  • FURMANOV KIRILL KONSTANTINOVICH