We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev
Book
Academic Star Wars: Excellence Initiatives in Global Perspective
In press

Yudkevich Maria, Altbach P. G., Salmi J.

Cambridge: MIT Press, 2023.

Article
The Impact of Carbon Tax and Research Subsidies on Economic Growth in Japan

Besstremyannaya G., Dasher R., Golovan S.

HSE Economic Journal. 2025. Vol. 29. No. 1. P. 72-102.

Book chapter
Science or industry: Improving the quality of the Russian higher education system

Panova A., Slepyh V.

In bk.: Vocation, Technology & Education. Vol. 1. Iss. 4. Shenzhen Polytechnic University, 2024.

Working paper
Living Standards in the USSR during the Interwar Period

Voskoboynikov I.

Economics/EC. WP BRP. Высшая школа экономики, 2023. No. 264.

Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev

Social Policy as an Instrument of Sustainable Development

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс ориентирован на формирование у студентов понимания того, что современная социальная политика является мощным механизмом управления обществом, социальными неравенствами и структурами в нем в целом и инвестиционным инструментом по созданию новых видов ресурсов, играющих в современном мире все большую роль (человеческого капитала, социального капитала и т.д.). В результате освоения дисциплины студент должен: овладеть представлениями об ос-новных формах и механизмах взаимосвязи экономического и социального развития в современном обществе, сформировать навыки социальной диагностики типа, уровня развития и потребностей определенной социально-экономической системы с учетом характера ее неравенств и социальной структуры, а также выбора моделей и методов реализации социальной политики, адекватных им и прогнозной динамике социальной сферы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов понимания того, что современная социальная политика является механизмом управления социальной системой, социальными неравенствами и структурами в нем, а также инвестиционным инструментом по созданию новых видов ресурсов, играющих в современном мире большую роль (человеческого капитала, социального капитала и т.д.).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен дать определение понятиям "Государство всеобщего благосостояния", "Социальное государство";
  • Способен описать логику изменений социальной политики начиная с советского периода;
  • Способен описать модели Государств всеобщего благосостояния по типологии Esping-Andersen, привести примеры государств, определить тип политики по наблюдаемым на практике инструментам;
  • Способен описать систему объектов и субъектов социальной политики;
  • Способен описать систему социальной политики, в том числе в историии России;
  • Способен описать социальную политику через совокупность разнотипных инструментов;
  • Способен охарактеризовать различие инструментов социальной политики регионов Российской Федерации (на примере реализации Национальных проектов), причины этих различий;
  • Способен привести примеры взаимообусловленности и взаимозависимости мер отраслевых социальных политик.
  • Способен самостоятельно сконструировать социально-экономический индикатор
  • Умеет идентифицировать актуальные для конкретного общества функции социальной политики;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и функции социальной политики, объекты и субъекты социальной политики.
  • Модели государства всеобщего благосостояния.
  • История трансформации социальной политики в России. Социальный запрос.
  • Федеральная и региональные социальные политики: разделение полномочий, специфика задач и моделей.
  • Система отраслевых социальных политик.
  • Инструменты социальной политики.
  • Социально-экономические индикаторы для целей социальной политики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
    Оценка студента за каждый семинар складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного материала по домашнему заданию (материалы готовятся во внеаудиторносе время, в группе или индивидуально - в зависимости от формулировки задания, размещаются в электронной таблице Google (максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки)), 2) индивидуальная активность на самом семинаре, участие в презентации данных и групповом обсуждении (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону). Критерии оценивания: Дискуссия на семинарских занятиях представляет собой высказывание комментариев и суждений по изучаемым темам, подготовку письменных домашних заданий к семинарам в течение всего курса и их презентацию в течение семинара. Примеры заданий: ДЗ 1. Семинар 1 будет посвящен анализу различий государств всеобщего благосостояния (России и СССР с ключевыми по Gøsta Esping-Andersen). Задание: - Разбиться на 5 равновеликих команд и выбрать для анализа 1 страну (так, чтобы страны не повтрялись): США, Германия, Швеция, Россия, СССР). - Подготовить статистику по показателям и занести в Таблицу (ссылка) 1) размер ключевых налоговых отличлений с физ.лиц / юр.лиц, % 2) индекс Джинни, 3) Децильный коэффициент, 4) масштаб бедности (относительной - 0,4-0,6 от медианы среднедушевых доходов), % 5) бюджет страны за 2017 г. по сферам отчислений (какая доля бюджета была отведена на соц. политику, если есть - по сферам) 6) Иное - по желанию (нац.валюты перевести в international $, PPP) - Найти и занести в Таблицу 1) при выполнении каких условий 2) в каком объеме и в виде каких инструментов социальной политики (прямые денежные выплаты / непрямые в виде льгот / иные институциональные возможности) и 3) в течение какого срока предоставляется помощь гражданину страны, оставшемуся без работы. Наша задача при работе на семинаре (дома можно не отвечать на этот вопрос, но можно над ним подумать): - Проинтерпретировать как реальные меры социальной политики, найденные вами, отражают особенности типа Государства Всеобщего Благосостояния, к которому относится ваша страна. При интерпретации воспользоваться статистическими данными (можно привлекать иные статистические данные, необходимые для осмысления реальных мер с типом ГВБ) - подготовиться к устному выступлению (Презентация PPT не требуется - на экране будет демонстрироваться Таблица)
  • неблокирующий Деловая игра
    Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запя-той - в большую сторону). Критерии оценивания: Деловая игра представляет собой работу в подгруппах в "комнатах" ZOOM-конференции), нацеленную на разработку комплексного непротиворечивого ряда мер социальной политики, направленных на достижение целей, сформулированных в виде альтернативного (игрового) Послания президента Федеральному собранию. Критерии оценивания выступления по итогам деловой игры: 1. Непротиворечивость предлагаемых мер в рамках отрасли; 2. Непротиворечивость предлагаемых мер с мерами других отраслей (предлагаемые всеми пятью подгруппами меры должны выстраивать целостную непротиворечивую логику государ-ственной социальной политики); 3. Наличие мер, предлагаемых к исполнению разным субъектам социальной политики - не только государственным органам (федеральным / региональным / местным), но и НКО, домохозяйствам, работодателям; 4. Обоснование требуемых ресурсов (в первую очередь финансовых) и их объемов; 5. Содержательное участие в обсуждении результатов других подгрупп в ходе выступления. Технология реализации: ZOOM-конференция с видео (в т.ч. в первый день - с применением "комнат" для обсуждения в подгруппах). Ссылки на ZOOM конференции будут предоставлены студентам в системе ЛМС, а также в РУЗ Примеры заданий: Оценочные средства для текущего контроля студента (деловая игра) В рамках деловой игры студентам предоставляется несуществующее (игровое) послание президента на будущий год (2-3 страницы печатного текста). Ключевые задачи, поставленные в тексте послания, затрагивают 5 отраслей социальной политики: 1) образование, 2) политику занятости, 3) семейную политику, 4) миграционную политику, 5) здравоохранение. Студентам необходимо разбиться на 5 равновеликих команд. В ходе игры в рамках одной из отраслей сформированные подгруппы должны разработать ряд конкретных мер социальной политики, которые позволяют достигнуть поставленных президентом задач, согласовать их с представителями других подгрупп и обосновать их в ходе итоговой презентации.
  • неблокирующий Экзамен
    Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний, а также накопленная и результирующая оценки выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону). Критерии оценивания: Экзаменационная работа выполняется в конце курса в присутствии преподавателя, онлайн (в системе LMS, опция " тесты") и представляет собой ответ на открытые и закрытые тестовые вопросы (задания). Задания для экзаменационной работы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях, самостоятельно согласно плану. При написании экзамена студентам запрещается, устно или письменно консультироваться с третьими лицами (в т ч. посредством мессенджеров и иных средств связи), использовать иные источники информации (в т.ч. конспекты лекций, семинаров, презентации и пр.) Нарушение этого требования влечет за собой выставление оценки 0 баллов за экзамен. В целях пресечения недобросовестного написания (списывания) на время проведения экзамена все студенты (в т.ч., претендующие на "автомат") должны участвовать в ZOOM-конференции с обязательным включением видеокамеры (и отключением звука в той ZOOM-"комнате", где располагаются экзаменующиеся). Ссылка на ZOOM конференцию будут предоставлены студентам в системе ЛМС, а также в РУЗ
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.25 * Семинары + 0.25 * Деловая игра + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Maggino, F. (2017). Complexity in Society: From Indicators Construction to Their Synthesis. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1565337
  • История и теория социальной политики : учеб. пособие для вузов, Сидорина, Т. Ю., 2010
  • Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х, Зубаревич, Н. В., 2007
  • Социальная политика : учеб. пособие для вузов, Смирнов, С. Н., 2004
  • Социальные индикаторы : учебник для вузов, Бородкин, Ф. М., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Casas, F. (2018). Comments on: Fifty Years After the Social Indicators Movement. Social Indicators Research, 136(1), 969–973. https://doi.org/10.1007/s11205-017-1551-2
  • Glatzer, W. (2018). The Network of Social Indicators Research: Five Decades Ahead. Social Indicators Research, 135(3), 1039–1042. https://doi.org/10.1007/s11205-017-1595-3
  • Pinar, M. (2018). Multidimensional Well-Being and Inequality Across the European Regions with Alternative Interactions Between the Well-Being Dimensions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C27EB759
  • Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств, Давыдова, Н. М., 2003

Авторы

  • Слободенюк Екатерина Дмитриевна
  • Лежнина Юлия Павловна