We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev
Book
Academic Star Wars: Excellence Initiatives in Global Perspective
In press

Yudkevich Maria, Altbach P. G., Salmi J.

Cambridge: MIT Press, 2023.

Article
The Impact of Carbon Tax and Research Subsidies on Economic Growth in Japan

Besstremyannaya G., Dasher R., Golovan S.

HSE Economic Journal. 2025. Vol. 29. No. 1. P. 72-102.

Book chapter
Science or industry: Improving the quality of the Russian higher education system

Panova A., Slepyh V.

In bk.: Vocation, Technology & Education. Vol. 1. Iss. 4. Shenzhen Polytechnic University, 2024.

Working paper
Living Standards in the USSR during the Interwar Period

Voskoboynikov I.

Economics/EC. WP BRP. Высшая школа экономики, 2023. No. 264.

Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev

Econometrics

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
3 year, 1-3 module

Instructors

Клюева Анна Дмитриевна

Клюева Анна Дмитриевна

Polyakov, Konstantin L.

Polyakov, Konstantin L.

Tsvetkova, Anna

Tsvetkova, Anna

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.03.01 "Экономика" подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Эконометрика».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины — дать студентам научное представление о методах и моделях современной эконометрики, которые позволяют давать количественную оценку основным закономерностям экономической теории, а также прогнозировать социально-экономические процессы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет содержательно интерпретировать параметры моделей с панельными данными.
  • Знает методы обнаружения «единичных корней».
  • Знает определение модели ARMA.
  • Знает определение стационарности в широком смысле.
  • Умеет определять наличие/отсутствие стационарности.
  • Умеет построить модель ARMA.
  • Умеет приводить ряд к стационарному виду.
  • Умеет проверять гипотезы из прикладной области с помощью построенной МЛР на основе проверки статистических гипотез.
  • Умеет выбирать релеватную спецификацию модели для анализа панельных данных, корректно интерпретирует результаты оценивания модели с фиксированными эффектами и модели со случайными эффектами
  • Записывает уравнение регрессии, учитывающее панельный характер данных.
  • Умеет оценивать параметры моделей с панельными данными
  • Знать основные принципы регрессионного анализа панельных данных и уметь с ними работать
  • Умеет строить модель долговременного и гармонического тренда временного ряда
  • Знать основные задачи, решаемые с использованием статистического обучения.
  • Знать основные проблемы, возникающие при использовании статистического обучения.
  • Уметь выполнить иерархическую кластеризацию данных и интерпретировать полученные результаты
  • Уметь выполнить кластеризацию к-средних с выбором оптимального числа кластеров. Уметь интерпретировать полученные результаты.
  • Уметь выбрать количество и построить главные компоненты для заданного набора данных.
  • Уметь дать интерпретацию главным компонентам.
  • Знать понятия "выброс для линейной регрессии", "точка разбалансировки".
  • Уметь диагностировать точки разбалансировки и выбросы для линейной регрессии.
  • Уметь специфицировать и оценить модель логистической регрессии.
  • Уметь оценить качество модели логистической регрессии
  • Уметь построить регрессионное дерево
  • Уметь построить дерево классификации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • МИРЭК_1. Предварительный анализ данных
  • МИРЭК_2. Модель линейной регрессии (МЛР).
  • МИРЭК_3. Метод наименьших квадратов и линейная регрессия. Статистические свойства МНК оценки параметров МЛР.
  • МИРЭК_4. Анализ значимости регрессоров. Прогнозирование.
  • МИРЭК_5. Нарушение основных гипотез МЛР.
  • МИРЭК_1-5. Обучение с учителем. Регрессионные модели с переменной структурой. Проверка гипотез о свойствах объектов и явлений с помощью МЛР.
  • МИРЭК_1-10. Моделирование сезонных и не сезоных явлений.
  • МИРЭК_1-11. Определение и классификация временных рядов.
  • МИРЭК_9. Моделирование влияния внешних переменных на основные показатели процессов
  • МИРЭК_1-12. Модели нестационарных процессов.
  • МИРЭК_1-9. Модели панельных данных
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах 1
    За работу на семинаре студент может получить от одного до пяти баллов. Один балл – студент только посетил семинар. В конце модуля баллы за работу на семинарах суммируются и переводятся в десятибалльную шкалу. Текущая оценка TO=10 Score/Score_max , где Score — сумма баллов, полученная за работу на семинарах. Score_max — максимальная сумма баллов в группе.
  • неблокирующий Работа на семинарах 2
    За работу на семинаре студент может получить от одного до пяти баллов. Один балл – студент только посетил семинар. В конце модуля баллы за работу на семинарах суммируются и переводятся в десятибалльную шкалу. Текущая оценка TO=10 Score/Score_max , где Score — сумма баллов, полученная за работу на семинарах. Score_max — максимальная сумма баллов в группе.
  • неблокирующий Работа на семинарах 3
    За работу на семинаре студент может получить от одного до пяти баллов. Один балл – студент только посетил семинар. В конце модуля баллы за работу на семинарах суммируются и переводятся в десятибалльную шкалу. Текущая оценка TO=10 Score/Score_max , где Score — сумма баллов, полученная за работу на семинарах. Score_max — максимальная сумма баллов в группе.
  • неблокирующий Самостоятельная работа 1
    Самостоятельная работа выполняется в рамках часов, отведенных для этого в программе курса. Задание для самостоятельной работы оформлено в виде «Шаблон отчета о самостоятельной работе» (Шаблона), содержащего как само задание, так и структуру отчета. Менять структуру отчета запрещается. Шаблон содержит описание минимальных требований к полученным результатам для получения оценки "хорошо" (6 баллов)
  • неблокирующий Самостоятельная работа 2
    Самостоятельная работа выполняется в рамках часов, отведенных для этого в программе курса. Задание для самостоятельной работы оформлено в виде «Шаблон отчета о самостоятельной работе» (Шаблона), содержащего как само задание, так и структуру отчета. Менять структуру отчета запрещается. Шаблон содержит описание минимальных требований к полученным результатам для получения оценки "хорошо" (6 баллов)
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в конце третьнго модуля в виде письменного теста на 45 минут с вариантами ответов на вопросы. Каждый вопрос предполагает один или несколько правильных вариантов ответа. Результат оценивается по десятибалльной шкале.
  • неблокирующий Тест
    Тест проводится в конце первого модуля в виде письменного теста на 30 минут с вариантами ответов на вопросы. Каждый вопрос предполагает один или несколько правильных вариантов ответа. Результат оценивается по десятибалльной шкале.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.7 * Работа на семинарах 1 + 0.3 * Тест
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.3 * Самостоятельная работа 1 + 0.1 * Работа на семинарах 2 + 0.1 * Работа на семинарах 3 + 0.2 * Экзамен + 0.3 * Самостоятельная работа 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анализ временных рядов и прогнозирование : учебник для вузов, Афанасьев, В. Н., 2010
  • Введение в эконометрический анализ панельных данных : учеб. пособие, Ратникова, Т. А., 2010
  • Эконометрика. Начальный курс : учебник для вузов, Магнус, Я. Р., 2001
  • Эконометрика. Начальный курс : учебник для вузов, Магнус, Я. Р., 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анализ временных рядов. Прогноз и управление. Вып.1: ., Бокс, Дж., 1974
  • Анализ временных рядов. Прогноз и управление. Вып.2: ., Бокс, Дж., 1974
  • Анализ панельных данных и данных о длительности состояний : учеб. пособие, Ратникова, Т. А., 2014
  • Эконометрика - 2: продвинутый курс с приложениями в финансах : учебник, Айвазян, С. А., 2015
  • Эконометрика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата, Демидова, О. А., 2017
  • Эконометрика для начинающих : дополнительные главы, Носко, В. П., 2005
  • Эконометрика для начинающих : Осн. понятия, элементарные методы, граница применимости, интерпретация результатов, Носко, В. П., 2000
  • Эконометрика. Кн. 1: Ч. 1: Основные понятия, элементарные методы; Ч.2 : Регрессионный анализ временных рядов, Носко, В. П., 2011

Авторы

  • Поляков Константин Львович