We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev
Book
Academic Star Wars: Excellence Initiatives in Global Perspective
In press

Yudkevich Maria, Altbach P. G., Salmi J.

Cambridge: MIT Press, 2023.

Article
The Impact of Carbon Tax and Research Subsidies on Economic Growth in Japan

Besstremyannaya G., Dasher R., Golovan S.

HSE Economic Journal. 2025. Vol. 29. No. 1. P. 72-102.

Book chapter
Science or industry: Improving the quality of the Russian higher education system

Panova A., Slepyh V.

In bk.: Vocation, Technology & Education. Vol. 1. Iss. 4. Shenzhen Polytechnic University, 2024.

Working paper
Living Standards in the USSR during the Interwar Period

Voskoboynikov I.

Economics/EC. WP BRP. Высшая школа экономики, 2023. No. 264.

Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev

Econometrics (Advanced Level)

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
12
ECTS credits
Type:
Mago-Lego
When:
1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Эконометрика – одна из базовых основ современного экономического образования, в которой собран вероятностно-статистический инструментарий, необходимый для количественного анализа социально-экономических процессов и явлений и обоснования рекомендаций по экономической политике, вытекающих из проведенного анализа. Курс «Эконометрика (продвинутый уровень)» относится к профессиональному циклу и рассчитан на студентов магистратуры, прослушавших курс математического анализа, включающий дифференциальное и интегральное исчисление, а также курсы линейной алгебры, методов оптимальных решений, экономической статистики, теории вероятностей и математической статистики. Желательно иметь представление об эконометрике в рамках бакалаврского курса, но обязательным это требование не может являться, поскольку не может быть предъявлено магистрантам, не обладающим экономическим базовым образованием. Сведения, полученные в данном курсе, необходимы при изучении дисциплины Макроэкономика-3 и могут быть использованы в курсах «Экономика здоровья», «Макроэкономическая политика в переходных и развивающихся экономиках», «Макроэкономика финансовых рынков», «Экономика образования», «Корпоративное управление», «Государственные расходы», «Эмпирические корпоративные финансы», «Стохастический анализ в финансах», «Моделирование рисков», «Анализ финансовых временных рядов», «Корпоративные финансы: оценка стоимости компаний», «Финансовое моделирование в фирме», «Финансовое поведение населения», «Экономический рост», «Эконометрические приложения теории игр». Учебный процесс состоит из посещения студентами лекций и семинарских занятий, решения основных типов задач, включаемых в контрольные и домашние работы, связанные с анализом реальных данных, выполняемые на компьютерах в специализированных эконометрических пакетах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс «Эконометрика (продвинутый уровень)» рассчитан на студентов 1-го курса, обучающихся по магистерским программам «Прикладная экономика» и «Финансовые рынки». Задача курса – дать студентам представление о многообразии современных подходов эконометрического исследования, научить пониманию и использованию математического языка, на котором принято описывать современные эконометрические методы, привить критический подход при отборе инструментов анализа и осознание необходимости тщательного тестирования статистической адекватности получаемых моделей, а также развить навыки содержательной интерпретации результатов. Материал курса предназначен для использования в дисциплинах, связанных с эмпирическим анализом реальных экономических явлений, в курсах макро- и микро- экономики, при выполнении исследований в ходе подготовки магистерской диссертации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Инструментальные компетенции в научно-исследовательской деятельности: - обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять перспективные направления дальнейших исследований, составлять программу собственных исследований
  • В процессе изучения курса «Эконометрика-2» в соответствие с требованиями образовательного стандарта высшего профессионального образования у слушателей магистратуры по направлению подготовки «Экономика» должны формироваться следующие виды компетенций: • способность предлагать концепции, модели и апробировать современные способы и инструменты анализа
  • • анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов
  • • выполнять математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований
  • • готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне
  • • разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности
  • • разрабатывать эконометрические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере
  • • собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать финансово-экономическую информацию по теме исследования, выбирать методики и средства решения задачи
  • • собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать финансово-экономическую информацию по теме исследования, выбирать методики и средства решения задачи
  • • составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом
  • • способность анализировать, оценивать полноту информации и при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию
  • • способность вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую, деятельность в международной среде
  • • способность к самостоятельному освоению новых методов исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методы подгонки зависимости
  • Модели анализа панельных данных.
  • Регрессионный анализ при нарушении условий теоремы Гаусса-Маркова или предположения о нормальности
  • Оценивание моделей по временным рядам
  • Метод максимального правдоподобия.
  • Предмет эконометрики. Методология эконометрического исследования
  • Оценивание регрессионных моделей в условиях эндогенности.
  • Обобщенный метод моментов.
  • Модели волатильности.
  • Модели дискретного выбора
  • Системы регрессионных уравнений
  • Модели пространственной эконометрики.
  • Непараметрическое и полупараметрическое оценивание.
  • Байесовская эконометрика.
  • Методы симуляционного моделирования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты 1, 2
    тесты по материалам лекций
  • неблокирующий Тест 3
    Тест по материалам лекций
  • неблокирующий Тест 4
    тест по материалам лекций
  • неблокирующий Домашнее задание 1
    выполнение практического исследования на реальных данных
  • неблокирующий Домашнее задание 2 (проект)
    Выполнение практического исследования на реальных данных, презентация результатов на семинаре, рецензирование работы коллег
  • неблокирующий Экзамен 1
    экзаменационная работа состоит из теста и задач
  • неблокирующий Экзамен 2
    экзаменационная работа состоит из теста и задач
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    Оценка за 1 семестр = Тест 1 * 0.15 + Тест 2* 0.25 + Контрольная работа * 0.6
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    Оценка за 2 семестр = Тест 3* 0.15 + Домашнее задание №1 * 0.15 + Тест 4* 0.1 + Домашнее задание №2 * 0.2 + Экзамен * 0.4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вакуленко, Е. С.  Эконометрика (продвинутый курс). Применение пакета Stata : учебное пособие для вузов / Е. С. Вакуленко, Т. А. Ратникова, К. К. Фурманов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 246 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12244-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447095 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Путеводитель по современной эконометрике : учеб.- метод. пособие для вузов, Вербик, М., 2008
  • Эконометрика. Начальный курс, Магнус, Я. Р., 1997

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hamilton, J. D. . (DE-588)122825950, (DE-576)271889950. (1994). Time series analysis / James D. Hamilton. Princeton, NJ: Princeton Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.038453134
  • Luc Anselin. (2001). Spatial econometrics. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C196AD5A
  • Wooldridge, J. M. . (DE-588)131680463, (DE-576)298669293. (2002). Econometric analysis of cross section and panel data / Jeffrey M. Wooldridge. Cambridge, Mass. [u.a.]: MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.095629173
  • Практика эконометрики: классика и современность : учебник для вузов, Берндт, Э. Р., 2005
  • Прикладная статистика и основы эконометрики : учебник для вузов, Айвазян, С. А., 1998
  • Эконометрика в задачах и упражнениях, Борзых, Д. А., 2017

Авторы

  • Борзых Дмитрий Александрович
  • Ратникова Татьяна Анатольевна