We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev
Book
Academic Star Wars: Excellence Initiatives in Global Perspective
In press

Yudkevich Maria, Altbach P. G., Salmi J.

Cambridge: MIT Press, 2023.

Article
The Impact of Carbon Tax and Research Subsidies on Economic Growth in Japan

Besstremyannaya G., Dasher R., Golovan S.

HSE Economic Journal. 2025. Vol. 29. No. 1. P. 72-102.

Book chapter
Science or industry: Improving the quality of the Russian higher education system

Panova A., Slepyh V.

In bk.: Vocation, Technology & Education. Vol. 1. Iss. 4. Shenzhen Polytechnic University, 2024.

Working paper
Living Standards in the USSR during the Interwar Period

Voskoboynikov I.

Economics/EC. WP BRP. Высшая школа экономики, 2023. No. 264.

Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev

Russian Economy-2

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Продолжение курса 'Российская экономика-1'. Курс основана на МООС 'Российская экономика: полный курс' на платформе online.hse.ru. Курс посвящен актуальным вопросам развития российской экономики; систематизирует факторы, определяющие логику социально-экономического развития России на разных его этапах, что позволяет продемонстрировать преемственность проблем российской экономики в условиях различных экономических систем, а также определить потенциальные точки роста российской экономики. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - История: России (общая/экономическая); экономических учений; - Микроэкономика; - Макроэкономика.Программа и дизайн курса разработаны в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325). При разработке и реализации учебного курса используются новейшие результаты, полученные в рамках проектов Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать представление о современном состоянии российской экономики
  • сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент интерпретирует стилизованные факты Калдора-Кузнеца-Мэддисона
  • студент интерпретирует меру соответствия фактов Калдора-Кузнеца-Мэддисона данным о российской экономике, начиная с периода первой индустриализации
  • студент интерпретирует стилизованные факты Джоргенсона-Тиммера
  • студент выявляет меру соответствия стилизованных фактов Джоргенсона- Тиммера данным о российской экономике за период с 1995 г. по настоящее время;
  • студент сравнивает доли основных секторов российской экономики в 2011 и 2020 гг. в ОКВЭД2
  • студент рассчитывает среднегодовые темпы прироста выпуска в секторах и вклады секторов в агрегированный рост
  • студент рассчитывает вклад реаллокации в рост с использованием методов Стайроха и TRAD
  • студент интерпретирует основные факторы неравномерности территориального развития и их природу в контексте концептуального подхода ("новой экономической географии") Пола Кругмана
  • студент отличает разные подходы к классификации регионов, лидирующих и отстающих регионах в соответствии с разными подходами, факторами их лидерства/отставания
  • Студент различает масштабы региональных диспропорций и экономической конвергенции российских регионов
  • студент анализирует актуальные проблемы и основные направления пространственного развития России
  • студент выделяет особенности и основные этапы урбанизации в России
  • студент выделяет основные агломерационные эффекты и анализирует природу их возникновения, описывает ключевые центры социально-экономического развития – крупнейшие города и агломерации, представляет их роль в экономике России.
  • студент анализирует основные проблемы российских городов и интерпретирует их природу.
  • студент описывает актуальные проблемы социально-экономического развития российских моногородов и анализирует причины их возникновения.
  • студент анализирует роль финансового сектора в российской экономике, особенности его организации, основные тенденции, перспективы и проблемы развития
  • студент анализирует роль сектора бизнес-услуг в российской экономике, особенности его организации, основные тенденции, перспективы и проблемы развития
  • студент анализирует роль сферы торговли в российской экономике, особенности ее организации, основные тенденции, перспективы и проблемы развития
  • студент анализирует роль сектора транспорта в российской экономике, особенности его организации, основные тенденции, перспективы и проблемы развития
  • студент анализирует роль сектора ИКТ в российской экономике, особенности его организации, основные тенденции, перспективы и проблемы развития
  • студент анализирует роль отрасли сложного машиностроения в российской экономике, особенности ее организации, основные тенденции, перспективы и проблемы развития
  • студент объясняет основы теории человеческого капитала
  • студент перечисляет основные показатели, характеризующие уровень человеческого развития, сопоставляет их с мировыми
  • студент анализирует основные показатели, характеризующие уровень жизни и социального неравенства, сопоставляет их с мировыми
  • студент анализирует особенности российской системы образования, ее основные показатели и их численные значения
  • студент анализирует особенности российской системы здравоохранения, ее основные показатели и их численные значения
  • студент анализирует особенности образования как отрасли экономики, а также источники финансирования, структуру занятости и уровни российской системы образования
  • студент объясняет связь образования и экономического роста
  • студент объясняет экономический механизм, связывающий образование и инвестиции в человеческий капитал
  • студент анализирует особенности здравоохранения как отрасли экономики, а также источники финансирования и структуру занятости российской системы здравоохранения
  • студент объясняет связь здоровья и здравоохранения и экономического роста
  • студент объясняет экономический механизм, связывающий здоровье и здравоохранение и инвестиции в человеческий капитал
  • студент дает определение услуг капитала
  • студент рассчитывает вклад отдельных услуг капитала в рост выпуска в экономике в целом и в отдельных отраслях
  • студент приводит определение валового накопления основного капитала
  • студент приводит определение инвестиций в основной капитал в российской статистике
  • студент приводит отличия инвестиций в основной капитал и валового накопления основного капитала в российской статистике
  • студент приводит определение инноваций
  • студент приводит источники данных и методологию межстрановых сопоставлений национальных инновационных систем (НИС) России и развитых экономик
  • студент показывает, как концепция НИС помогает объяснить механизмы развития и роста национальных экономик и, в частности, экономики России
  • студент показывает владение теоретическим/аналитическим аппаратом, позволяющим раскрыть механизмы влияния на российскую НИС новых вызовов, связанных с COVID-19 и международными антироссийскими санкциями
  • студент объясняет, каким образом и посредством каких программ и проектов в социально-экономической политики России учтена специфика ее региональной структуры
  • студент описывает текущее состояние, проблемы и планы развития ключевых территориально-отраслевых комплексов, промышленных кластеров, особых экономических зон и зон опережающего развития
  • студент проводит оценку влияния созданных институтов и субъектов регионального развития на благосостояние и экономические перспективы субъектов РФ
  • студент объясняет основные принципы, цели и инструменты социальной политики России
  • студент описывает концепции (и подкрепляющие их статистическими данными), объясняющие генезис, характер и уровень неравенства и бедности в России
  • студент объясняет выбор государством мер социальной политики
  • студент описывает основные принципы современной антимонопольной политики РФ, основы работы ФАС, применяемые ей инструменты, анализирует инструменты/показатели, позволяющие оценивать степень монополизации российской экономики
  • студент применяет основные подходы к оценке выгод и издержек мер антимонопольного регулирования в России в условиях санкционных шоков
  • студент описывает основные этапы и направления корректировки денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики России в период внешних шоков (2014-2015, 2020-2021, 2022 - н.в.)
  • студент интерпретирует информацию, изложенную в основных документах по денежно-кредитной политике Банка России (https://www.cbr.ru/dkp) и основных документах по бюджетной и налоговой политике Министерства финансов РФ (https://minfin.gov.ru/ru/perfomance)
  • студент дает определение и обосновывает меры по регулированию финансовой системы с учетом понимания единства стратегии, но различия интересов (целей, функций) Банка России и Правительства РФ
  • студент описывает основные направления промышленной политики современной России и направления её трансформации для достижения целей технологического суверенитета/суверенной экономики
  • студент перечисляет и объясняет основную идею созданных государством институтов и субъектов развития, применяет теоретический/аналитический аппарат, позволяющий объяснять механизмы экономического регулирования, применяемого государством для достижения целей национального развития России
  • студент перечисляет механизмы воздействия внешних шоков (пандемии, санкций) на социально-экономическую систему России
  • студент описывает и объясняет основную идею мер, предпринятых государством для ослабления влияния негативных внешних шоков, вызванных пандемией и антироссийскими санкциями
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • География
  • Отрасли и рынки
  • Человеческий потенциал
  • Инвестиционный капитал
  • Экономическая и социальная политика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0.2 * Активность на семинарах + 0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Тест + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Нова ли новая Россия : монография / Е. Н. Гасюкова, В. В. Карачаровский, С. А. Коротаев [и др.] ; под ред. О. И. Шкаратана, Г. А. Ястребова ; науч. консульт. Д. Лейн. - Москва : Университетская книга, 2020. — 400 с. - ISBN 978-5-98699-202-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1212467
  • Российская экономика : курс лекций : в 2 кн. Книга 1. Истоки и панорама рыночных реформ / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 3-е изд., эл. - 978-5-7598-1404-7 - Ясин Е. Г. - 2020 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/372789 - 372789 - iBOOKS
  • Российская экономика : курс лекций : в 2 кн. Книга 2. Настоящее и перспективы после реформ / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. - 978-5-7598-1405-4 - Ясин Е. Г., ред. - 2020 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/372786 - 372786 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Becker, G. S. (1993). Human Capital : A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education (Vol. 3rd ed). Chicago: University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=272561
  • Развитие и применение антимонопольного законодательства в России : по пути достижений и заблуждений : докл. к 12 Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, М., 5-7 апр. 2011 г., Авдашева, С. Б., 2011
  • Шишкин, М. В.  Антимонопольное регулирование : учебник и практикум для вузов / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 159 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17195-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/532577 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Орлова Юлия Александровна
  • Кузнецов Борис Викторович
  • Агамирова Мария Евгеньевна