• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проекты

Предпочтения россиян при выборе социально-значимых и общественных благ общегосударственного уровня и их влияние на социальные изменения. Грант Российского научного фонда (№16-18-10270, 2016-2020 гг.)

Одним из ключевых вызовов современному государству и обществу является трансформация спроса со стороны граждан на социально значимые блага, которые лучше всего было бы обозначить как блага «верхнего» (онтологического) уровня. От классического набора социально значимых и общественных благ они отличаются тем, что регулируют не повседневные потребности граждан, а потребности онтологического характера, связанные с конституирующими принципами организации общества – с его целью, идеальной моделью будущего и общественно одобряемого способа движения к ней. Предлагаемое исследование развивает идею реконструкции социальных предпочтений россиян при выборе социально значимых благ общегосударственного уровня, фокусируясь на изучении особой части социальных предпочтений, в которой отражается соотношение социально значимых благ двух видов – «охранительных» благ и благ, которые мы обозначили как «новые альтернативные». Воспроизводство (со стороны государства, общества) набора «охранительных» благ предполагает развитие общества с сохранением набора социально значимых смыслов, взятых из ключевых эпох в истории страны, в которые она находилась на пике своей мощи. Воспроизводство «новых альтернативных» благ предполагает общественное развитие, сопровождаемое ломкой старых смыслов и, соответственно, делегитимацией прежнего набора социального значимых благ «верхнего» уровня. К «охранительным» социально значимым благам «верхнего» уровня относятся блага, ценность которых наследована из истории России XX века и её роли в этом веке. Главное среди них - общественное сверхблаго «держава» (с усиленными вариациями - «великая держава», «сверхдержава»), а также смежные социально значимые блага, обеспечивающие возможность существования страны как державы, такие как: национальная идея, самоотречение (во имя родины, будущего), справедливость как основа единства общества в движении к предсказанному будущему, смысл которого никем не подвергается сомнению. Социальный смысл «новых альтернативных» благ редуцируется до ценности «свобода индивидуальности» как пререквизита всех социальных отношений, даже если это подвергает ревизии традиционно понимаемую идею целого («родины», «державы», «национальной культуры»). В определенном смысле, в «новых альтернативных» благах заложено отрицание самой модели будущего как однозначно понимаемого и разделяемого всеми членами общества идеального состояния. Исследование исходит из принципа, что «охранительные» блага являются социально значимыми в том смысле, что они создают «индивида для родины», в противоположность этому «новые альтернативные» блага воспроизводят индивида как атомистичную единицу, связанную с другими членами общества мозаичными и гибкими сетевыми связями. Ввиду этого своего свойства «новые альтернативные» блага не всегда признаются обществом в качестве «благ» как таковых, и могут являться для части общества «антиблагами». Примерами «новых альтернативных» благ могут служить свободные сетевые и информационные блага: не цензурируемый интернет, молодежная контркультура, рейтинговая /не выполняющая воспитательную и просветительскую функцию/ массовая культура и др. Исследование сосредотачивается на процессах перестройки равновесного (общественно легитимного) соотношения «охранительных» и «новых альтернативных» благ, что связано как с ценностной поляризацией российского общества, так и с поколенческой трансформацией, в частности, созреванием поколений «Y» и «Z», вступающих в свои права в качестве принципиально новой гражданской силы. Исследование исходит из предпосылки, что «новые альтернативные» блага, при неизбежном возрастании их роли в социуме, тем не менее, не могут существовать вне связи с комплексом «охранительных» благ ввиду того, что создают угрозу распада целого, утрату социальной стабильности, ослабления инструментов защиты «свободной индивидуальности» и, в итоге, разрушают необходимые условия собственного воспроизводства. Осознание обозначенного противоречия в обществе приводит к определенному соотношению между «охранительными» и «новыми альтернативными» благами в качестве рационального общественного компромисса, равновесного профиля социальных предпочтений, легитимизирующего допускаемые обществом «объемы» благ обоих видов, которые, в свою очередь, определяются альтернативными издержками (или общественной ценой) обоих видов благ. Измерение этой равновесной общественной цены и является основной целью предлагаемого исследовательского проекта. Предложенный подход позволяет рассматривать обозначенный конфликт ценностей как перераспределение спроса со стороны населения на социально значимые блага «верхнего» отнтологического уровня и как трансформацию их общественной цены. При этом вектор социальных изменений в обществе определяется мерой конкурентности либо комплементарности (взаимозаменяемости или взаимодополняемости) двух рассматриваемых видов благ, не исключая их сочетания как вынужденного симбиоза «благ и антиблаг», притом, что одна и та же данность для одной части граждан может выступать как благо, а для другой – как антиблаго. Проект решает, помимо описанной фундаментальной, также научно-практическую задачу ответа на вызов современному государству и обществу, состоящий в трансформации общественно легитимного набора социально значимых благ «верхнего» онтологического уровня. Исследование позволит получить новый тип экспериментальных данных количественного характера о социальных предпочтениях при выборе «охранительных» и «новых альтернативных» благ. Этот тип данных сможет стать основой для расчета управляющих воздействий государственной политики в социальной, культурной, социально-экономической сферах.

20 лет спустя. Перемены в социальной структуре общества и социальном воспроизводстве россиян (по материалам повторных представительных опросов. Январь 1994 г. – декабрь 2013 г.). Грант Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Целью проекта является комплексный анализ изменений в социальной структуре постсоветского общества, произошедших за последние 20 с лишним лет, в широком контексте социально-экономических преобразований (в т.ч. перехода к постиндустриальному обществу и глобализации), зависимости от предшествующего развития (path dependence), а также масштабных демографических изменений 1990-х гг. Результаты этой работы будут оформлены в виде фундаментальной монографии (с рабочим названием «20 лет спустя. Перемены в социальной структуре общества и социальном воспроизводстве россиян»), нацеленной на ясное и систематическое изложение результатов исследований, проведённых в предыдущие годы, а также планируемых к завершению в 2015-м году.

В монографии будут описаны выявленные на основе полученной в ходе представительных опросов информации (а также дополнительных источников) формирующиеся реальные социальные слои в современной России, их реальные экономические и иные ресурсы (прежде всего, человеческий и социальный капиталы), раскрыты действия институциональных факторов воспроизводства этих слоев и социального статуса индивидов на протяжении 1994-го – 2013-го гг., включая изменения в воздействии этих факторов, обусловленные структурными и институциональными преобразованиями, произошедшими в рассматриваемый период.

Прекариат: генезис, социально-экономическое положение и место в российском обществе. Грант Российского гуманитарного научного фонда № 15-03-00720.

Исследование посвящено изучению сравнительного нового социального слоя современных обществ - «прекариата» (от англ. precarious, т.е. «нестабильный», «непостоянный»), представителей которого характеризует нестабильность в отношении длительности найма, условий труда, вознаграждения, перспектив карьерного продвижения. Современные зарубежные исследования этого феномена показывают не только высокую распространенность, но и рост прекариата в западных обществах, который значительно усилился с началом финансового кризиса 2008-2009 гг.

В России прекариат существует фактически с начала 1990-х гг., когда в рамках либеральных рыночных реформ был запущен процесс трансформации занятости, затрагивающий все социальные группы и сопровождающийся ростом безработицы, вторичной занятости, самозанятости, труда при нестабильности и задержках заработной платы, вынужденных отпусков, появлением представителей свободных профессий. Однако условия формирования национального прекариата радикально отличались от условий, в которых формировался прекариат западных обществ. Основное отличие состоит в изначальной «социальной базе» прекариата в России, поскольку деградационные процессы в 1990-е гг. затрагивали отнюдь не только «периферию», но и «ядро» российской экономики, к которому относилась, в частности, оборонная промышленность и значительная часть гражданского машиностроения, - отрасли, сосредотачивавшие лучшие человеческие ресурсы постсоветской России.

Таким образом, и масштаб, и структура российского прекариата может значительно отличаться от других стран, например, за счет существенной представленности в нем лиц с высоким образовательным цензом и уровнем квалификации, а также с типом ценностей и социальными установками не свойственными «культуре нищеты». Вместе с тем, прекариат является «зоной риска» любого общества, поэтому актуальным становится построение методологии, позволяющей идентифицировать его представителей в социальной структуре с последующим глубоким социологическим анализом этого социального слоя.

Этот анализ с необходимостью включает оценку уровня профессиональных компетенций, характеристик социального статуса, происхождения его представителей, их роли в социально-демографическом воспроизводстве, системы ценностей, социальных ожиданий, представлений о легитимности окружающего их общественного устройства, отношения к власти и иным социальным слоям и группам. Специального изучения этого комплекса вопросов применительно к прекариату в России на систематической основе не проводилось, и именно заполнению этого пробела посвящено предлагаемое исследование.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.