Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Макроэкономика. Практикум странового анализа

Баженов Г. А., Беляков И. В., Бирюкова О. В. и др.

М.: НИЦ Инфра-М, 2025.

Статья
Физическая активность детей и их родителей: есть ли взаимосвязь?

Лопатина М. В., Хоркина Н. А., Кабисова А. В.

Электронный научный журнал "Социальные аспекты здоровья населения". 2025. Т. 71. № 1.

Глава в книге
Science or industry: Improving the quality of the Russian higher education system

Panova A., Slepyh V.

In bk.: Vocation, Technology & Education. Vol. 1. Iss. 4. Shenzhen Polytechnic University, 2024.

Контакты

109028, Москва
Покровский бульвар, 11 корп.S,
каб. S-527
тел: (495) 772-95-99 доб.27503, 27502, 28289

Руководство
Руководитель департамента Авдашева Светлана Борисовна
Менеджер Шевелев Максим Борисович

Тел.: (967) 170-0219

Измерения в социальной сфере

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс ориентирован на формирование системных представлений о проблемах измерений в социальной сфере, развития общей культуры работы с социально-экономическими данными и социальными индикаторами в целях изучения и измерения социальных процессов и явлений различного характера, прогнозирования их динамики, планирования мероприятий социальной политики и оценки их эффективности. Отдельный фокус курса направлен на оценку функций, возможностей и ограничений социальных индикаторов в контексте международных сравнений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование системных представлений о проблемах измерений в социальной сфере, развития общей культуры работы с социально-экономическими данными и социальными индикаторами
  • Оценка функций, возможностей и ограничений социальных индикаторов в контексте международных сравнений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание о возможных источниках социально-экономических данных и особенностях работы с ними
  • знание принципов концептуализации и специфики подходов к измерению и мониторингу социально-экономических явлений различного характера (в частности – бедности и неравенства, качества и уровня жизни);
  • знание о логике построения, особенностях применения и возможных ограничениях различных социальных индикаторов, в т.ч. используемых в международных сравнительных исследованиях
  • владение навыками самостоятельного поиска дополнительной информации для подготовки к обсуждению изучаемых вопросов; обработки и интерпретации результатов эмпирического анализа.
  • Определение основных понятий, адекватных для описания, сравнения и анализа изучаемых явлений и процессов;
  • Раскрытие абстрактных понятий на конкретных примерах из современной социальной, экономической и политической жизни
  • Нахождение причинно-следственных связей между изучаемыми социальными явлениями и процессами, объяснение изучаемых социальных явлений и процессов, приведение примеров, аргументирование своей мысли теоретическими определениями и приведение соответствующих фактов
  • Владение навыками обработки и интерпретации результатов эмпирического анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие вопросы измерений в социальной сфере. Основные источники социально-экономической информации и их особенности
    Измерение социальных явлений и процессов. Социальные индикаторы, их разложение на показатели. Абсолютные и относительные измерители. Субъективные измерители. Количественные и качественные измерители. Монетарные и не монетарные измерители Индивидуальные и групповые. Источники социально-экономической информации и их особенности.
  • Концептуализация и измерение основных социально-экономических явлений и процессов.
    Доходы, их типы (индивидуальные, совокупные, среднедушевые и пр., ) и работа с ними (шкалы эквивалентности, международное сопоставление доходов и паритет покупательской способности). Доходная стратификация. Бедность и ее измерения (абсолютный, относительный, субъективный подходы, MPI). Черты бедности. Богатство. Неравенства: монетарные и не монетарные. Измерения неравенства (анализ рамочной статистики Всемирного банка, коэффициент Джини, коэффициент фондов, индекс доходной поляризации и др.). Социально-профессиональная структура: измерения на данных опросов, разбор международных классификаторов. Измерение среднего класса. Социально-демографические индикаторы: гендер, возраст (когорты, поколения), территориальная неоднородность и др. Макроэкономическая статистика: ограничения и возможности. Источники данных.
  • Композитные индикаторы
    Композитные индикаторы. Социальная дифференциация и социальная стратификация: подходы и измерения на данных опросов и международной статистики (уровень жизни, качество жизни, SES, модели стратификационных систем, страновые инициативы по измерению благосостояния, сравнение подходов). Интегральные показатели социально-экономического развития и благосостояния, используемые для международных сравнений (индекс HDI, его конструкция и динамика; индекс лучшей жизни, индекс процветания; индекс развития человеческого потенциала и пр.).
  • Визуальные инструменты как способ работы с социальными индикаторами
    Картографические инструменты. Типологии и индикаторы как точка в системе координат (вектор).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой самостоятельную творческую работу, посвященную раз-работке способов измерения тех или иных социально-экономических явлений и процессов или смежных вопросов. Оно содержит развернутое и аргументированное изложение точки зрения автора по предложенному вопросу. В эссе позиция автора выстраивается на базе осваиваемой дисциплины, изученной академической литературы, известных нормативных оснований, регулирующих социальную сферу, примерах из реальной жизни. Структуру эссе определяет сам автор, но работа должна содержать: • описание контекста обозначенной проблемы, ее значимости и актуальности в со-временных реалиях (обычно, но не обязательно – введение), • подробное, аргументированное изложение авторской позиции по поставленному вопросу (обычно, но не обязательно – основная часть эссе), обозначение ограничений и возможностей авторского и альтернативных подходов (при наличии), • резюмирование основных идей, формулирование выводов.
  • неблокирующий Домашние задания
    Домашние задания представляют собой практические упражнения по конструированию социальных индикаторов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Домашние задания + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Casas, F. (2018). Comments on: Fifty Years After the Social Indicators Movement. Social Indicators Research, 136(1), 969–973. https://doi.org/10.1007/s11205-017-1551-2
  • Glatzer, W. (2018). The Network of Social Indicators Research: Five Decades Ahead. Social Indicators Research, 135(3), 1039–1042. https://doi.org/10.1007/s11205-017-1595-3
  • Maggino, F. (2017). Complexity in Society: From Indicators Construction to Their Synthesis. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1565337
  • Социальные индикаторы : учебник для вузов, Бородкин, Ф. М., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Pinar, M. (2018). Multidimensional Well-Being and Inequality Across the European Regions with Alternative Interactions Between the Well-Being Dimensions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C27EB759