We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev
Book
Academic Star Wars: Excellence Initiatives in Global Perspective
In press

Yudkevich Maria, Altbach P. G., Salmi J.

Cambridge: MIT Press, 2023.

Book chapter
Science or industry: Improving the quality of the Russian higher education system

Panova A., Slepyh V.

In bk.: Vocation, Technology & Education. Vol. 1. Iss. 4. Shenzhen Polytechnic University, 2024.

Working paper
Living Standards in the USSR during the Interwar Period

Voskoboynikov I.

Economics/EC. WP BRP. Высшая школа экономики, 2023. No. 264.

Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev

Measurements in the Social Sphere

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 2, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс ориентирован на формирование системных представлений о проблемах измерений в социальной сфере, развития общей культуры работы с социально-экономическими данными и социальными индикаторами в целях изучения и измерения социальных процессов и явлений различного характера, прогнозирования их динамики, планирования мероприятий социальной политики и оценки их эффективности. Отдельный фокус курса направлен на оценку функций, возможностей и ограничений социальных индикаторов в контексте международных сравнений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование системных представлений о проблемах измерений в социальной сфере, развития общей культуры работы с социально-экономическими данными и социальными индикаторами
  • Оценка функций, возможностей и ограничений социальных индикаторов в контексте международных сравнений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание о возможных источниках социально-экономических данных и особенностях работы с ними
  • знание принципов концептуализации и специфики подходов к измерению и мониторингу социально-экономических явлений различного характера (в частности – бедности и неравенства, качества и уровня жизни);
  • знание о логике построения, особенностях применения и возможных ограничениях различных социальных индикаторов, в т.ч. используемых в международных сравнительных исследованиях
  • владение навыками самостоятельного поиска дополнительной информации для подготовки к обсуждению изучаемых вопросов; обработки и интерпретации результатов эмпирического анализа.
  • Определение основных понятий, адекватных для описания, сравнения и анализа изучаемых явлений и процессов;
  • Раскрытие абстрактных понятий на конкретных примерах из современной социальной, экономической и политической жизни
  • Нахождение причинно-следственных связей между изучаемыми социальными явлениями и процессами, объяснение изучаемых социальных явлений и процессов, приведение примеров, аргументирование своей мысли теоретическими определениями и приведение соответствующих фактов
  • Владение навыками обработки и интерпретации результатов эмпирического анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие вопросы измерений в социальной сфере. Основные источники социально-экономической информации и их особенности
    Измерение социальных явлений и процессов. Социальные индикаторы, их разложение на показатели. Абсолютные и относительные измерители. Субъективные измерители. Количественные и качественные измерители. Монетарные и не монетарные измерители Индивидуальные и групповые. Источники социально-экономической информации и их особенности.
  • Концептуализация и измерение основных социально-экономических явлений и процессов.
    Доходы, их типы (индивидуальные, совокупные, среднедушевые и пр., ) и работа с ними (шкалы эквивалентности, международное сопоставление доходов и паритет покупательской способности). Доходная стратификация. Бедность и ее измерения (абсолютный, относительный, субъективный подходы, MPI). Черты бедности. Богатство. Неравенства: монетарные и не монетарные. Измерения неравенства (анализ рамочной статистики Всемирного банка, коэффициент Джини, коэффициент фондов, индекс доходной поляризации и др.). Социально-профессиональная структура: измерения на данных опросов, разбор международных классификаторов. Измерение среднего класса. Социально-демографические индикаторы: гендер, возраст (когорты, поколения), территориальная неоднородность и др. Макроэкономическая статистика: ограничения и возможности. Источники данных.
  • Композитные индикаторы
    Композитные индикаторы. Социальная дифференциация и социальная стратификация: подходы и измерения на данных опросов и международной статистики (уровень жизни, качество жизни, SES, модели стратификационных систем, страновые инициативы по измерению благосостояния, сравнение подходов). Интегральные показатели социально-экономического развития и благосостояния, используемые для международных сравнений (индекс HDI, его конструкция и динамика; индекс лучшей жизни, индекс процветания; индекс развития человеческого потенциала и пр.).
  • Визуальные инструменты как способ работы с социальными индикаторами
    Картографические инструменты. Типологии и индикаторы как точка в системе координат (вектор).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой самостоятельную творческую работу, посвященную раз-работке способов измерения тех или иных социально-экономических явлений и процессов или смежных вопросов. Оно содержит развернутое и аргументированное изложение точки зрения автора по предложенному вопросу. В эссе позиция автора выстраивается на базе осваиваемой дисциплины, изученной академической литературы, известных нормативных оснований, регулирующих социальную сферу, примерах из реальной жизни. Структуру эссе определяет сам автор, но работа должна содержать: • описание контекста обозначенной проблемы, ее значимости и актуальности в со-временных реалиях (обычно, но не обязательно – введение), • подробное, аргументированное изложение авторской позиции по поставленному вопросу (обычно, но не обязательно – основная часть эссе), обозначение ограничений и возможностей авторского и альтернативных подходов (при наличии), • резюмирование основных идей, формулирование выводов.
  • неблокирующий Домашние задания
    Домашние задания представляют собой практические упражнения по конструированию социальных индикаторов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Домашние задания + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Casas, F. (2018). Comments on: Fifty Years After the Social Indicators Movement. Social Indicators Research, 136(1), 969–973. https://doi.org/10.1007/s11205-017-1551-2
  • Glatzer, W. (2018). The Network of Social Indicators Research: Five Decades Ahead. Social Indicators Research, 135(3), 1039–1042. https://doi.org/10.1007/s11205-017-1595-3
  • Maggino, F. (2017). Complexity in Society: From Indicators Construction to Their Synthesis. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1565337
  • Социальные индикаторы : учебник для вузов, Бородкин, Ф. М., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Pinar, M. (2018). Multidimensional Well-Being and Inequality Across the European Regions with Alternative Interactions Between the Well-Being Dimensions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C27EB759