Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва
Покровский бульвар, 11 корп.S,
каб. S-527
тел: (495) 772-95-99 доб.27503, 27502, 28289
Баженов Г. А., Беляков И. В., Бирюкова О. В. и др.
М.: НИЦ Инфра-М, 2025.
Сущая Е. С., Кузык М. Г., Городный Н. А.
Вопросы государственного и муниципального управления. 2024. № 4.
В кн.: Российское общество и вызовы времени. Книга седьмая. Весь мир, 2024. Гл. 3. С. 66-100.
Капелюшников Р. И., Зинченко Д. И.
Проблемы рынка труда. WP3. Высшая школа экономики, 2024
Первое пленарное заседание XX Апрельской Международной научной конференции ВШЭ продолжилось обсуждением источников экономического роста, приоритетов бюджетной политики и инвестиций в инфраструктуру и человеческий капитал. Доклад на эти темы представили в том числе эксперты Вышки.
В условиях, когда срок жизни технологии меньше пяти лет, делать долгосрочную программу с конкретными показателями — это экономический романтизм, заявил, предваряя доклад Вышки, ректор университета Ярослав Кузьминов. «Но стратегическое видение резервов и источников роста на 10-20 лет необходимо, — добавил он. — Пренебречь им — еще большая ошибка, чем попытка детального планирования».
Ярослав Кузьминов назвал три резерва источников роста в перспективе десяти и более лет: инфраструктура (в первую очередь цифровая инфраструктура экономики), человеческий капитал и институты. Причем под институтами имеются в виду не законы, которые мгновенно изменят жизнь, а ожидания людей относительно друг друга.
Ключевым ограничением роста является ограничение экономической активности, связанное с неустойчивостью правоотношений собственности и контракта. «Практически все — любой контракт, любая сделка — может быть оспорено, — заметил Ярослав Кузьминов. — Зона неоспариваемого стремительно сужается либо до площадки, когда 90% принадлежит государству, либо до бездеятельности — полного отсутствия инвестиционной активности. Надо восстановить право на ошибку в экономике — без этого невозможны инновации».
Нужна переориентация деятельности правоохранительных органов на обеспечение задач экономического роста и качества жизни граждан
«Необходимо исключить лазейки, которые позволяют втаскивать предпринимателей в уголовные споры», — считает также ректор ВШЭ.
Он назвал недостаточными инвестиции в человеческий капитал — и речь идет не только об образовании, отдача от которого будет очевидна в долгосрочной перспективе. Требуются краткосрочные меры, например, миграционные, которые могут дать быстрые результаты. «Я сегодня прочитал, что Минэкономразвития только летом 2020 года внесет предложения по программе привлечения высококвалифицированных кадров в российскую экономику, — сказал Ярослав Кузьминов. — Я не очень понимаю, зачем на это нужно тратить целый год».
Директор Института «Центр развития» ВШЭ Наталья Акиндинова, представляя доклад Вышки, отметила ряд вызовов, с которыми стакивается российская экономика. Негативный демографический тренд, сокращение численности рабочей силы, которое не компенсируется повышением пенсионного возраста, — один из главных вызовов. В свою очередь, растущая монополизация, неуклонное усиление роли государства и одновременно слабая правовая защита предпринимателей мешают развитию инноваций.
Тем не менее в России есть возможности (в том числе связанные с цифровизацией экономики) для повышения качества жизни, создания новых рабочих мест, повышения производительности. Чтобы ими воспользоваться, нужно активно инвестировать в человеческий капитал.
Для России индекс человеческого капитала, рассчитанный по современным моделям Всемирного банка, составляет 0,73 (1 — максимальный показатель при полном уровне образования и идеальном здоровье). «Это хороший результат, но есть еще куда стремиться», — сказала Наталья Акиндинова.
Суммарные расходы на образование и здравоохранение относительно ВВП в последние годы стагнируют. И даже с учетом национальных проектов уровень расходов бюджетной системы на человеческий капитал не увеличится в ближайшие годы.
При сохранении инерционного сценария численность населения России к 2035 году сократится на 1,7 млн человек, а трудоспособного населения — на 5,4 млн человек
При ином, активном сценарии, предполагающем увеличение инвестиций в человеческий капитал, общая численность населения к 2035 году может вырасти (в том числе за счет миграционного прироста), а трудоспособное население сократится только на 2,5 млн человек.
«Мы не говорим, что это единственный фактор, который понадобится для достижения темпов экономического роста выше среднемировых, — уточнила Акиндинова. — Безусловно, здесь необходимы и инвестиции в инфраструктуру, и ускорение совокупной факторной производительности, которое невозможно без институциональных изменений и лучшей защищенности бизнеса».
Председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Андрей Макаров остановился на трех основных проблемах: темпах экономического роста, состоянии регионов и их готовности к выполнению программы правительства и инвестиционном климате.
На его взгляд, опередить среднемировые темпы роста позволяет состояние мировой экономики — развитые экономики замедляются. Но это неизбежно скажется и на России, в частности, на экспорте: кому он будет нужен, если в мировой экономике начнется рецессия?
Противоречивая картина наблюдается и в регионах. С одной стороны, в прошлом году там отмечен рост доходов на 1,7 трлн рублей (в основном за счет налога на прибыль и НДФЛ) при росте расходов на 0,5 трлн рублей. То есть регионы накапливают средства, но складывается ситуация, когда ни средства регионов, ни средства федерального бюджета не инвестируются на достижение целей, о которых говорил на пленарном заседании министр финансов Антон Силуанов. Более того, доля инвестиций в расходах консолидированных бюджетов субъектов РФ с 2009 по 2018 годы сократилась с 17,2% до 10,8%.
Что касается инвестиционной климата, то он напрямую связан с деятельностью правоохранительных органов, считает Андрей Макаров. «Если в первый день Сочинского форума у нас идут «маски-шоу» в агрохолдингах, а в последний — аресты иностранных инвесторов, — заметил он, — то все, что было на форуме, все правильные выступления о поддержке бизнеса становятся бессмысленными».
Владимир Мау, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, также выделил три внутренних риска, связанных с достижением заявленных целей развития. Один из рисков — игры в стратегию и борьба за ее выполнение. Слишком много факторов, которые повлияют на развитие экономики, сейчас не могут быть детально просчитаны.
Всё, о чем можно успешно отчитаться за ближайшие год-два, как правило, плохо с точки зрения долгосрочного роста — и наоборот
Другой риск — институционального свойства. Хорошо известен тезис о строгости российский законов, которая компенсируется необязательностью их исполнения. «Но мы оказались в чудовищной ловушке, когда качество законов осталось плохим, а не исполнять их практически невозможно, иначе станешь преступником», — считает Владимир Мау. Необходимость исполнения некачественных законов тормозит экономический рост.
Ректор РАНХиГС видит риск и в «фетишизации» целей нацпроектов: «При всей нашей любви к экономическому росту нужно понимать: он имеет смысл только в той мере, в какой является показателем роста благосостояния».
Между тем реальные доходы населения продолжают падать, заметил президент — председатель правления банка «Открытие» Михаил Задорнов. По сравнению с октябрем 2014 года они сократились в реальном выражении уже на 20%. Согласно данным МВФ, по подушевому ВВП Россия опустилась на 22 место среди 30 крупнейших экономик мира. Отсутствие перспективы качественного роста доходов семей создает тревожную ситуацию и в социальном, и в политическом плане.
Михаил Задорнов считает необходимым децентрализацию источников доходов и расходов бюджета. Что касается снижения давления на бизнес, то, по его мнению, внимание нужно уделять не только деятельности правоохранительных органов, но и судов.
Первый заместитель председателя Центрального банка Ксения Юдаева оценивает текущую ситуацию в экономике как близкую к равновесию, без существенных инфляционных рисков. «К сожалению, это равновесие с достаточно небольшими темпами экономического роста. Хотя безработица и некоторые другие показатели находятся на исторически низком уровне», — пояснила она.
Зампред ЦБ согласилась, что потенциал для ускорения роста в основном связан с инвестиционным климатом и человеческим капиталом — причем не столько с его накоплением, сколько с использованием. «Некоторые проблемы с инвестиционным климатом не позволяют нам использовать даже имеющийся человеческий капитал, — сказала Ксения Юдаева. — Это две взаимосвязанные проблемы, которые нужно вместе решать».
Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан видит «колоссальный ресурс роста» в сокращении очень высоких сейчас трансакционных издержек. Он указал на работу французских экономистов (Algan, Cahuс, Inherited Trust and Growth), изучавших связь между динамикой социального капитала и ВВП на душу населения. Они рассчитали, насколько бы вырос этот показатель ВВП в разных странах, если бы уровень обобщенного доверия (доверия людей к общественным институтам и друг к другу) был бы там таким же, как в Швеции. Для России эта прибавка составила 69%.
Директор Института "Центр развития"
Ректор ВШЭ