Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Защита «цифрового суверенитета»: как развиваются современные медиа в России

В условиях гибридной войны российские медиа адаптируются под новые условия. В приоритете медиа сейчас экономическая самостоятельность и защита традиционных ценностей. Медиа также необходимы кадры, которые готовы обеспечивать «цифровой суверенитет», свободу слова страны и тщательно проверять информацию. О новых вызовах и навыках для российских креативных индустрий, а также о трансформации их форматов высказались представители медиабизнеса и государственных структур России на пленарной сессии Первой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные медиа: смысловые стратегии и подготовка кадров» в НИУ ВШЭ, организованной Институтом медиа.

Защита «цифрового суверенитета»: как развиваются современные медиа в России

Источник: Институт медиа НИУ ВШЭ

Автор: Федор Артюшенко, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для IQ Media 

Вызовы и навыки

Главным условием развития современных СМИ является квалификация журналистов, подчеркивает пресс-секретарь президента Российской Федерации Дмитрий Песков. По его словам, российским СМИ необходима большая экономическая самостоятельность, чтобы привлекать новые кадры. Дмитрий Песков также заметил, что российские журналисты должны идти вперед, чтобы выигрывать информационную войну. «В последнее время в России выросла плеяда талантливых медийных лиц», – считает Дмитрий Песков.

«Система защиты журналистики обрушилась», – считает директор департамента информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации Мария Захарова. Журналисты и военные корреспонденты не могут быть в безопасности, поскольку даже при наличии бронежилета и опознавательных знаков первыми попадают под прицел. Отношение к журналистике формируется не случайными настроениями, а людьми в профессии и их поведением, уверена она. “Нам необходимо встать на защиту мировой журналистики, потому что больше некому”, – подчеркнула Мария Захарова. При этом важно развивать свои собственные СМИ.

Генеральный директор ТАСС Андрей Кондрашов выразил мнение, что ключевой навык для российского журналиста сейчас – любить родину. Несмотря на прокси-войну против России, традиционные ценности среди аудитории медиа сохраняются, подчеркнул Кондрашов. С его точки зрения, правильной является инициатива деанонимизации блогеров: «Когда у канала аудитория свыше 60 тыс., важно понимать, что является источником информации», – подчеркивает Андрей Кондрашов. Поэтому за будущее российских медиа можно быть спокойным: в данный момент отсутствует информационный вакуум, когда можно манипулировать ценностями аудитории.

Для врио губернатора Курской области Александра Хинштейна важнейшими задачами журналиста сейчас являются чёткий разбор фейков, работа с первоисточниками, фактчекинг и противопоставление правды информационным вбросам. Ситуацию с вторжением ВСУ в Курской области освещали 93 иностранных СМИ. При этом, подчеркивает Хинштейн, продолжаются попытки дезинформации населения. Поэтому важна также и возможность журналиста видеть всё своими глазами. «Журналист всегда может написать правду, если чувствует себя частью общества и относится к профессии ответственно», – подчеркивает Александр Хинштейн.

Модератор дискуссии и директор Института медиа Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Эрнест Мацкявичюс согласился с тем, что в условиях гибридной войны информацию всё чаще используют как оружие. Сегодня доступ к эфиру может получить практически каждый, но информация имеет силу оружия массового поражения. Поэтому повышается ответственность и требования к профессии, которая сравнима с медициной: «К слову надо относиться бережно», – подчеркивает он.  Эрнест Мацкявичюс добавил, что важно регулярно привлекать профессионалов в процесс медиаобразования, что поможет выстроить быстрой переход студентов от обучения к реальной работе.

В НИУ ВШЭ студенты уже обучаются вплотную с практиками индустрии. Творческий руководитель ОП «Журналистика» НИУ ВШЭ Татьяна Ремизова рассказала, что в вузе действуют семь творческих мастерских. Они предполагают создание контента для ведущих российских СМИ, таких как Первый канал, ВГТРК и газета «Ведомости». «Мы делаем переход от образования к профессии плавным и бесшовным, большее погружение придумать сложно», – подчеркнула Татьяна.

Изменения в форматах

Говоря о форматах работы и распространения контента, Дмитрий Песков выразил уверенность, что основной источник информации у россиян сегодня – мессенджер Телеграм. «Это не про лонгриды и анализ, а значит, надо предлагать и другую информацию», – считает пресс-секретарь президента РФ. С тем, что Телеграмм занимает ведущую роль в информационном пространстве, согласилась министр культуры РФ Ольга Любимова. По ее словам, необходимо подстраиваться под тренд популярности мессенджера и развивать телеграмм-каналы культурных заведений. Сейчас реагировать вовремя и интересно писать – одна из главных задач для работников культуры, чтобы люди впоследствии активнее вовлекались в эту повестку.

Она отметила, что сотрудники ведомства вместе с профильными корреспондентами сейчас учится интересно рассказывать о культурных событиях. «Хвастаться культурой нашей страны несложно, это нужно просто уметь делать», — подчеркнула министр.

Генеральный директор AO «Телекомпания НТВ» Андрей Земский высказал уверенность, что при этом телевидение никуда уходить не собирается. Технологии позволили телевидению адаптироваться под новые тренды, и теперь потребление ТВ-контента возможно и с мобильных устройств. «Самое главное – это не обманывать зрителей», – озвучил принцип работы Андрей Земский.

«Эволюция медиа и способов донесения информации необратима», – отметил  заместитель главного директора ВГТРК Александр Нечаев. Телевидение больше не монопольно в донесении информации, но все еще может говорить о том, как эту информацию обрабатывать. «Россия-1 – это источник информации доверия. Сейчас тележурналистика нуждается в сохранении такого пространства», – сказал Александр Нечаев. По данным Mediascope, Россия-1 – самый популярный телеканал в России на 2024 год, его доля аудитории в сегменте телевидения – 14%.

Заметнее на мировом рынке становится российский кинематограф, обратил внимание директор Института кино НИУ ВШЭ Александр Акопов. При этом, по его словам, нет и барьеров для проникновения на российский рынок иностранной кинопродукции. У потребителя есть потребность в качественном кино и его грамотном маркетинге. «Делайте хорошо для себя, а остальные это заметят», – отметил Александр Акопов, добавив, что в России можно в 10 раз увеличить количество выпускников профильных вузов. «Сегодня кинематограф не испытывает нехватки денег. Сегодня проблема в перераспределении денег», – отметил он.

Декан Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Андрей Быстрицкий отметил, что роль слова как части коммуникации существенно возросла, и выразил надежду, что конференция в Вышке станет импульсом для развития медиа. «Необходимо не только учить студентов, но и понимать тенденции, куда индустрии движутся», – заметил декан ФКИ. Так будет возможен «ренессанс профессии журналиста» и развитие имеющихся форматов коммуникации, добавил он.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!