Времена почище
Ежегодно проходящий Восточный экономический форум приносит Владивостоку не только мировую известность, но и существенные финансовые вложения. В 2021 году на подготовку инфраструктуры Владивостока к приезду иностранных делегаций было дополнительно выделено 780 млн рублей, что составляет более половины бюджета города на ЖКХ в 2021 году. Какой эффект приносит Владивостоку форум, разбирался стажер Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Игорь Прокудин.
Впервые форум был проведен в 2015 году. Благодаря успешно проведенному саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и запросу на подобные площадки в регионе, Восточный экономический форум (ВЭФ) уже через три года после основания смог привлечь соглашений в сумме на 3,4 трлн рублей. Столь высокое внимание к форуму позволило ему затмить в 2018 году даже мастодонта экономических площадок России – Петербургский международный экономический форум, который в том году смог похвастаться соглашениями только на 3,1 трлн рублей. Бесспорно, проведение ВЭФа не могло пройти бесследно для Владивостока.
Как бы то ни было, на момент основания форума, центром Дальневосточного федерального округа являлся Хабаровск. Владивосток же статусом «столицы Дальнего Востока» был наделен лишь в 2018 году. Тогда временно исполняющий обязанности губернатора Приморского края аргументировал это в первую очередь именно проведением ВЭФ.
«Такие здесь проходят форумы, приезжают главы государств»
Губернатор Приморского края
Благодаря переносу центра федерального округа город стал рассчитывать на большие финансовые вливания и особое внимание со стороны руководства страны. Так, недавно стало известно о планируемом дополнительном выделении Владивостоку 16 млрд рублей из федерального бюджета России на благоустройство спальных районов города. Такая сумма практически идентична совокупному годовому бюджету города и такие вливания, безусловно, выделяют Владивосток на фоне остальных городов Дальнего Востока.
Сам ВЭФ ежегодно приносит Приморскому краю дополнительные инвестиции благодаря должной рекламе региона. К примеру, на нынешнем форуме правительство Приморья планировало заключить ряд сделок на общую сумму в 100 млрд рублей. Среди выносимых проектов находится строительство Владивостокской кольцевой автодороги, которая должна стать главной транспортной артерией города. Таким образом, непосредственное влияние форума прослеживается в области строительства объектов инфраструктуры города-организатора, а подобным статусом другие города в отдаленных регионах похвастаться не могут.
При этом, несмотря на все вышеуказанное, выделенные деньги не всегда могут улучшить городскую среду. Особенно это можно проследить в ситуации, когда дополнительные средства выделяются на полную перекладку плитки на уже благоустроенной в 2017 году университетской набережной. Такая скорая повторная реконструкция позволяет заявлять, что даже федеральные деньги и ежегодные визиты президента не могут гарантировать должного качества выполнения работ.
Так или иначе, ВЭФ принес Владивостоку статус «столицы Дальнего Востока», регулярное финансирование, а также усилил потенциал развития города. Разница между Владивостоком и практически любым соседним городом видна невооруженным глазом: благоустроенные улицы, широкая и развитая сеть общественного транспорта, наличие большого числа точек притяжения и развитая сфера услуг. Остается открытым лишь вопрос повышения качества самих работ, но, как говорится, и Москва не сразу строилась.