В экстазе пылая
4 сентября завершился Восточный экономический форум (ВЭФ), который проводился впервые в условиях антиковидных ограничений. Традиционно мероприятие привлекает самые высокопоставленные лица России, что заставляет ожидать принятия самых громких и значимых решений не только для Дальнего востока, но и для всей России. Каким выдался форум после пропуска в «ковидном» 2020 году, разбирался стажёр Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Игорь Прокудин
Еще перед началом ВЭФ-2021 на него возлагали самые большие надежды: Владивосток получил рекордные суммы для приведения инфраструктуры города в порядок, а аналитики предрекали значительный рост объемов контрактов, которые предстоит заключить. Так, опрошенные СМИ аналитики, в числе которых находился главный экономист Евразийского банка развития Евгений Винокуров, предрекали заключение контрактов на сумму, превышающую 4 трлн рублей. К сожалению, на данный момент оценить точный объём сделок не представляется возможным, но уже можно констатировать, что в этом году форум был насыщен мегапроектами, на реализацию которых уйдут ближайшие пять лет.
Развитие биометрии
Россия активно продолжает постигать мир цифровизации, и от нее никому и ничему не удастся скрыться. Министерство транспорта анонсировало, что до 2024 года будет внедрена биометрическая система идентификации во всех видах общественного транспорта. В каком формате она будет использоваться и объемы введения не сообщаются. Несмотря на прогрессивные заявления, может возникнуть диссонанс, так как, по некоторым данным, 75% городского транспорта в России старше 15 лет.
Экологический автопром
Пока завод «Теслы» в России ждать не приходится, отечественный автопром активно пытается занять свою нишу в сегменте экологического транспорта. Так, производитель лимузинов и премиум седанов Aurus на ВЭФ представил прототип серийного автомобиля, работающего на водороде. Глава Минпромторга заявил, что рассчитывает получить итоговый коммерческий продукт уже к 2024 году, а запас хода экологического седана составит 600 км, что сопоставимо с иностранными представителями электромобилей. Более того, правительство собирается сделать дополнительную ставку, в том числе на «водородные» автомобили: к 2030 году в планах появление более тысячи водородных заправочных станций. Проект может вызвать вопросы, учитывая что на данный момент в мире не существует ни одной коммерческой модели автомобиля на водородном топливе. Впрочем, нельзя не отметить готовность правительства инвестировать в перспективные направления.
Владивосток плюс 300 тысяч
На ВЭФ было принято решение о строительстве нового города Спутник в 30 км от Владивостока. Предполагается, что город займет площадь в 925 га, а население составит около 300 тысяч человек. Первый этап застройки в 1 млн кв. м планируют сдать уже к 2029 году и предполагается, что на данном этапе население составит не менее 50 тысяч человек. Путем крайне грубых расчетов получается, что на человека в среднем придется 20. кв м застройки. Уже сейчас Минвостокразвития ведет переговоры с группой ПИК о застройке, что говорит о серьезности намерений создания агломерации Владивостока с населением более 1 млн человек. Впрочем, у подобной инициативы есть и критики: полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев высказал мнение, что прежде необходимо привести существующие города в порядок.
Впрочем, Владивосток пополнился рядом новых крупных проектов: создание новой скоростной кольцевой автодороги вокруг города и строительство казино в черте города за 14,5 млрд рублей, экономический эффект от которого ожидается, в первую очередь, в связи с ужесточением законов, регулирующих игорный бизнес в соседнем Китае. Какой результат принесут такие крупные вложения в агломерацию Владивостока, как обычно, покажет только время.
Главный гость форума
Ожидаемо главное внимание было приковано к президенту России Владимиру Путину. Как сообщили участники форума, для доступа на мероприятия, где его ожидали, все должны были пройти обязательную двухнедельную самоизоляцию, в ином случае даже аккредитованные и вакцинированные сотрудники и участники форума не допускались. Сам президент за дни форума провел открытый урок для школьников и дал развернутую пресс-конференцию, в которой обозначил беспрецедентный проект для всего Дальнего востока. А именно, практически полное освобождение бизнеса от налогов на Курильских островах.
«Полностью освободим бизнес от уплаты ключевых налогов на прибыль, на имущество, земельного и транспортного налога, причем на 10 лет»
Президент Российской Федерации
По мнению президента, это должно дать толчок к развитию туризма на островах и в целом создать дополнительный драйвер роста экономики Дальнего востока.
ВЭФ-2021 закончился, а это означает, что жители Владивостока смогут в ближайшие два дня посетить подготовленную к форуму набережную с презентациями регионов Дальнего востока. Уже с 5 сентября приступает к повседневной жизни остров Русский – место проведения ВЭФ, и студенты Дальневосточного федерального университета уже с 9 сентября приступят к заселению в освободившийся кампус. Нам же остается лишь дождаться реализации всех проектов, о которых официальные лица говорили с трибуны форума в последние дни.
Читайте также: Что Восточный экономический форум значит для Владивостока