Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Кадровый голод, большие инвесторы и криптоигры вместо стрелялок: главные тенденции в российском геймдеве

Отечественная игровая индустрия вопреки прогнозам увеличила оборот в прошлом году. Разработчики вышли в новые сегменты, а в сектор пришли крупные институциональные инвесторы. Одной из ключевых проблем геймдева по-прежнему остается нехватка специалистов. Эти и другие тенденции эксперты и участники рынка обсудили на круглом столе, проведенном Центром развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Кадровый голод, большие инвесторы и криптоигры вместо стрелялок: главные тенденции в российском геймдеве

iStock

Финансовые итоги года геймдева в России оказались позитивнее прогнозов: представители индустрии ожидали провала после более чем 20-процентного роста выручки игровых компаний на фоне пандемии в 2020 году. Однако, как отметил игровой продюсер Константин Сахнов, рост рынка в России в 2021 году составил более 1%. 

По оценкам PwC, российский рынок видеоигр и киберспорта находится в десятке крупнейших в мире. Активных игроков в компьютерные и мобильные игры в стране насчитывается порядка 30–50 млн человек. В 2020 году объем российского рынка видеоигр и киберспорта оценивался в 2,3 млрд долларов, что составляет 1,5–2% от общемирового, свидетельствуют данные исследования PwC и Mail.ru Group.

В сравнении с двузначными темпами роста в 2019 и 2020 годах итоги 2021 года выглядят невпечатляюще, однако на фоне негативных тенденций на глобальном рынке (Newzoo ожидает по итогам 2021 года снижение объема мирового геймдева на 1,1%) российский игровой сектор уверенно смотрит в будущее, считают эксперты. 

«Все полагали, что общая выручка просядет на несколько процентов, но мобильный рынок нас всех спас, продолжая расти. ПК-рынок подрос где-то на 1%, несмотря на ужасные отмены, переносы релизов», — перечислил Константин Сахнов.

Проведенное в 2021 году ИСИЭЗ НИУ ВШЭ онлайн-исследование показало, что практически каждый второй — 48% опрошенных пользователей интернета в возрасте от 14 лет и старше — играл в игры, установленные на разных гаджетах, за последние три месяца. Среди российской аудитории игры по своей востребованности сопоставимы с мессенджерами и программами видео- и голосовой связи (50%).

Контент, производимый российскими игровыми студиями, меняется, обратил внимание основатель и руководитель Sunday Games Сергей Копов. Последние годы отечественные студии специализировались на простых мобильных играх с незамысловатым сюжетом — стрелялках, максимально простых казуалках. Однако в 2020 году российские разработчики выпустили сразу несколько международных гейм-хитов и стали популярны за рубежом. 

Успех подтолкнул российские студии к экспериментам, в том числе к работе над принципиально новым форматом — криптоиграми с использованием блокчейна и NFT (Non-Fungible Token). Толчком к развитию криптоигр стал запуск всемирно популярной Axie Infinity. Вьетнамская студия Sky Mavis разработала ее в 2018 году на блокчейне Ethereum. В игре люди покупают цифровых NFT-питомцев — акси, разводят их, торгуют ими, устраивают битвы, а по сути — инвестируют и зарабатывают с помощью специальных токенов AXS. В июле 2021 года Axie Infinity по торговому обороту превысила все криптовалюты, включая Ethereum и Bitcoin, и стала самой кассовой NFT-игрой на рынке.

При этом Sky Mavis были не единственными, кто разрабатывал криптоигры в 2010-х годах, однако именно они первыми смогли реализовать свою идею и довести ее до массового потребителя. 

«У нашего инвестора терпение закончилось в конце 2019 года, у этих ребят инвесторы были покрепче, и они дожили до 2021 года. Сейчас настал их час удачи и успеха», — говорит Сергей Копов. Его студия сейчас работает над схожими проектами. «Благодаря кейсу Axie Infinity все остальные задумались: может, блокчейн-игры — это не фигня, наверное, что-то в этом есть», — добавляет он. 

Быстрый рост игровой индустрии, а также появление NFT и новых методов монетизации привели к резкому росту конкуренции на рынке, в том числе внутрироссийском, а также к приходу крупных инвесторов. Впервые в истории в отечественный игропром пришли глобальные игроки с большими деньгами. Прежде основное развитие шло за счет небольших авторских студий.  

Вячеслав Уточкин
Вячеслав Уточкин
Высшая школа экономики

«В прошлом году появился SberGames, — перечисляет заместитель директора Центра развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Вячеслав Уточкин. — Появился фонд, который обещал инвестировать до 400 млн долларов в разработчиков игр, за ним стоят российские олигархи. Появился также большой фонд The Games Fund, который инвестирует 50 млн долларов в игровую индустрию. Есть компания Green Grey, которая очень ярко зашла на рынок и каждый месяц инвестирует миллионы долларов в очередную компанию. Появление NFT и криптоигр еще сильнее подстегнуло этот процесс». Возросшая с появлением новых компаний потребность в кадрах обнажила проблему нехватки IT-специалистов всех уровней. Острый кадровый голод приводит к тому, что зарплаты в геймдеве растут быстрее, чем во многих других секторах рынка труда. 

Только за 2020 год оклады в индустрии выросли в полтора-два раза. «Если раньше я удивился бы тому, что можно платить зарплату 10–15 тыс. долларов, то сейчас это реальная ситуация», — отмечает Вячеслав Уточкин. Выросли даже зарплаты junior-специалистов. «Раньше многие начинали с зарплаты около 30 тыс. рублей, сейчас чаще они от 50 тыс. рублей начинаются», — добавляет эксперт. 

Согласно исследованию Habr.com, средняя зарплата в IT за второе полугодие 2021 года составляет более 116 тыс. рублей, медианная — 110 тыс. рублей. По результатам опроса InGame Job, средние зарплаты в игровой индустрии России колеблются от 1000 до 4000 долларов в зависимости от специальности. Для junior-специалистов возможен оклад от 400 до 1280 долларов, причем хуже всего оплачиваются представители нетехнических специальностей: рекрутеры, менеджеры и другие. При этом, по данным Росстата, средняя заработная плата в России в августе 2021-го составляла 54 687 рублей (около 740 долларов по актуальному курсу).

Но попасть на работу в геймдев не так сложно, как может показаться. «У меня есть программист, который еще недавно работал пиццамейкером. Есть гейм-дизайнер, который параллельно работает в призывной комиссии и направляет новобранцев в армию», — отмечает Сергей Копов. По оценке Константина Сахнова, кадровый голод в ближайшие годы не будет удовлетворен с учетом того, что открывается много новых студий и фондов. Потребность в разного уровня IT-специалистах будет только расти.

Топ-10 лучших российских игр

Топ-10 лучших российских игр, по мнению Центра развития компетенций в бизнес-информатике ВШБ ВШЭ, с учетом их рейтингов в онлайн-магазине игр Steam

1. Loop Hero

2. Black Book

3. Potion Craft

4. Pathfinder: Kingmaker

5. Breathedge

6. The Life and Suffering of Sir Brante

7. HighFleet

8. Song of Farca

9. Encased

10. King’s Bounty II