Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Войны, дипломатия, соцсети: лицеисты НИУ ВШЭ примерили роль политиков в игре «Большой театр»

Войны, дипломатия, соцсети: лицеисты НИУ ВШЭ примерили роль политиков в игре «Большой театр»

© Михаил Воронин / Высшая школа экономики

С 14 по 16 января учебный центр НИУ ВШЭ «Вороново» превратился в «Большой театр». Там проходила игра-симулятор: ученики Лицея НИУ ВШЭ представляли вымышленные страны и занимались настоящей политикой. Война и мир, распад коалиций и создание новых государств, публичные кампании и кулуарные переговоры — лицеисты погружались в атмосферу международных отношений и межгосударственных коммуникаций.

Как все начиналось

Материк Омелания никогда не был царством мира и благополучия. Но жители континента вряд ли могли предположить, чем для них обернутся события, призванные, казалось бы, установить крепкий мир и баланс сил между странами.

Именно на этом вымышленном континенте и в заданных условиях происходило действие «Большого театра» — профориентационной игры-симулятора. Она была создана, чтобы погрузить учеников Лицея НИУ ВШЭ в мир международных отношений и межгосударственных коммуникаций, а также подготовить их к поступлению в Высшую школу экономики.

Игра появилась пять лет назад, когда заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна Ольга Афанасьева и профессор факультета мировой экономики и мировой политики Екатерина Энтина решили организовать веселое и познавательное мероприятие для лицеистов. «Нам в один момент пришла мысль: а что бы нам такое сделать в лицее, чтобы это было и по коммуникациям, и по международным отношениям», — рассказывает Ольга Афанасьева.

Действие игры происходит на мифическом континенте. На несколько дней школьники становятся представителями руководства независимых государств и защищают их национальные интересы. Участники ведут дебаты, готовят агитационные и информационные материалы, работают с официальными документами и даже плетут политические интриги. Работу команд оценивают преподаватели НИУ ВШЭ. Модераторами игры выступают студенты Вышки: ратифицируют договоры, следят за соблюдением правил и т.п.

«Изначально примитивная версия этой игры была создана для того, чтобы вовлечь ребят, посещающих майнор (набор взаимосвязанных предметов одного профиля, отличающегося от основного направления подготовки учащегося. — Ред.), в международную проблематику. В 2017 году мы вместе с Ольгой Афанасьевой и студентами образовательных программ “Международные отношения” и “Реклама и связи с общественностью” решили создать с нуля свою игру по международным отношениям. Это и стало отправной точкой для “Большого театра”», — делится Екатерина Энтина.

Мероприятия в формате игры-симулятора существовали на факультете мировой экономики и мировой политики и раньше, но они не были столь популярны. Изюминка «Большого театра» — в его междисциплинарности: участники должны заниматься не только политикой, но и экономикой, культурой и, самое главное, медийным сопровождением своей деятельности в СМИ и соцсетях.

«Первый раз проводить игру было сложно. Приходилось прорабатывать каждую мелочь. Сейчас мы набрались опыта, что позволяет нам усложнять игру, придумывать новые интересные правила», — отмечает Ольга Афанасьева.

Игра за пределами Лицея

Постепенно «Большой театр» НИУ ВШЭ начал набирать популярность и выходить за рамки лицея. Это потребовало адаптации первоначальных правил. Стало понятно, что игра получилась универсальной, в нее могут играть люди любых специальностей.

Екатерина Энтина, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Екатерина Энтина, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Главный принцип игры — это победа. Все, что делают лицеисты в ходе игры, — переговоры, пресс-конференции, медиаматериалы, торговые и военно-политические соглашения — направлено на достижение государством своего превосходства на континенте.

Когда «Большой театр» в 2018 году привезли в лагерь «Артек», организаторам предложили провести симулятор для школьников, которые профилируются на естественно-научных предметах (географии и геологии), абсолютно ничего не понимающих в международных отношениях. Тогда акцент был сделан на ресурсной составляющей. Во второй выезд они работали с международной группой, дети из которой не говорили по-русски. Игру пришлось вести одновременно на арабском, французском, английском и сербском. Тут пришлось кстати образование организаторов: двое из них в то время учились на международных отношениях и изучали арабский язык, другие говорили по-французски и по-сербски.

В 2019 году «Большой театр» вышел на международную арену, что потребовало очередного усовершенствования правил. Когда игру вывозили в Молдавию, решено было акцентировать внимание на понятных местным школьникам проблемах. В Сербии, например, в сценарии появились отсылки к распаду Югославии. А для зимней школы будущих магистрантов придумали разветвленную экономическую часть.

Ориенталь наносит удар

Основной площадкой для проведения «Большого театра» остается Лицей НИУ ВШЭ. По словам организаторов, конкурс среди учеников, желающих принять участие в игре, до пандемии составлял 2–3 человека на место. Заявки подавали почти все представители гуманитарного и социально-экономического направления, и многих приходилось отсеивать. С началом пандемии организовывать мероприятия стало сложно. Из-за ограничений игра два года не проводилась, а в 2022 году возродилась в своем классическом формате. Это потребовало от организаторов больших усилий, связанных с изменениями в коммуникациях между людьми. «Сегодняшние одиннадцатиклассники, по сути, два года провели дома, и мы увидели, что для школьников сейчас оказаться в беспрестанном личном общении — большой вызов. Это часть новой реальности, и должно пройти некоторое время, чтобы эти изменения прочно вошли в жизнь», — считает Екатерина Энтина.

До пандемии в командах было по 5–6 человек, в этом году из-за ограничений общего числа участников до 50 человек количество игроков сократилось до 3–4.

В самом начале участникам рассказали основные правила игры, сформировали из них команды и распределили по «странам». Каждая вымышленная страна получила военные, экономические и демографические характеристики и собственные задачи. Элангу, например, нужно было сохранить свои колонии, другим странам требовалось захватить те или иные территории. Существовали и другие задачи вроде получения выхода к морю, контроля над проливами или нефтяными месторождениями — их можно было решать экономически.

На этом официальная часть закончилась. Началась жестокая и бескомпромиссная тайная дипломатия. Всеобщее беспокойство вызывала Венетия — государство с сильной армией, жаждущее получить выход к морю. Ситуация обострилась: империя предъявила Ориенталю ультиматум, требуя передать приморские территории. В ответ Торунг, Агарон и Ориенталь образовали Организацию коллективной дружбы и безопасности (ОКДБ), благодаря чему смогли сохранить территориальную целостность.

Оставшиеся четыре государства организовали военный альянс во главе с Венетией. Они вероломно напали на ОКДБ, однако война не привела ни к чему, кроме убытков для всех сторон конфликта. Так, впервые за пять лет проведения «Большого театра» мировая война случилась не в конце, а еще на первом этапе игры.

После восстановления мира государства заявили о намерениях решать возникающие разногласия дипломатией. Однако Венетия, несмотря на заявление о миролюбивости и нейтралитете, продолжила наращивать вооружения. Лефран и Вильдемар объявили о сотрудничестве, а страны ОКДБ договорились об объединении финансовой системы и открытии границ. Строились планы по превращению союза государств в конфедерацию. Это также происходило впервые в истории игры, до этого надгосударственные объединения ограничивались военными коалициями.

Внезапно Ориенталь нанес удар в спину своим союзникам. Император Агарона и один из создателей ОКДБ Ростислав I Солнцеликий так прокомментировал данную ситуацию: «Мы собирали средства со всех стран нашего союза, чтобы потом вместе получать серьезную прибыль. И тут султан, вопреки мнению своей команды, решает нас кинуть и приватизировать канал! В шоке все, даже наши противники».

Этот политический демарш повлек за собой перетасовку военных альянсов. Венетия начала дружить с ОКДБ, превратившейся в полноценное конфедеративное государство. В результате целой серии интриг и тайных договоров альянс во главе с Элангом объявил войну Венетии, рассчитывая быстро разгромить ее. Не желая допустить этого, ОКДБ вступила в войну на ее стороне. Вторая мировая получилась еще более равной: ни одна из сторон не добилась победы.

На этом время игры закончилось. Единственной страной, добившейся своих целей, стал Эланг, который сохранил все свои колонии. Также значительных экономических успехов достигла ОКДБ, в первую очередь благодаря своему объединению.

Ольга Афанасьева, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Ольга Афанасьева, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Как никогда актуально высказывание Ротшильда «Кто владеет информацией – тот владеет миром». В нашей игре-симуляции это очень четко прослеживается. Лицеисты учатся работать с информацией и отрабатывать фейковые новости, что иногда приводит даже к смене расстановки сил на континенте, снимают рекламные ролики, в которых отражаются национальные особенности и интересы государств. Кроме того, ребята проводят переговоры и публичные выступления, вступают в коалиции и союзы, готовят пресс-релизы и статьи, придумывают мемы и участвуют в дебатах. Все эти навыки обязательно пригодятся ребятам в будущем!

Екатерина Энтина подчеркивает, что результат игры продемонстрировал высокий уровень дипломатического искусства участников, «особенно Эланга и союза Агарона и Торунга». «Первые благодаря умелой дипломатии смогли купировать свои потери от строительства канала, приобрести статус финансового центра и сохранить колонии. Вторые — привлечь в альянс Венетию, спасая тем самым себя от разгрома. В итоге именно эти два актора, несмотря на ничейный итог войны, добились превосходства на континенте», — говорит она.

Само собой, такой интересный опыт не может не оказывать влияния на тех, кто его пережил. Многие участники после «Большого театра» начинают интересоваться международными отношениями и коммуникациями. Другие принимают решение получать образование именно в Вышке, хотя до этого всерьез рассматривали другие вузы.

Например, Марк Рубан, обучаясь в лицее Вышки, участвовал в игре в 2019 году. Сейчас он учится на 3-м курсе образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» и вернулся в игру уже в качестве организатора.

Как стать участником «Большого театра»?

Для начала нужно дождаться новостей о скором проведении игры, после чего заполнить заявку на сайте. В отборочной форме есть мотивационное письмо — в нем нужно убедить организаторов, что именно вас стоит пригласить к участию в следующей игре, — и каверзный вопрос, на который надо ответить в одном-двух предложениях.

Организаторы планируют провести следующую игру уже весной. Они также готовы расширять географию мероприятия — в ближайшее время «Большой театр» ждут в Узбекистане.

Автор: стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики Михаил Воронин