Спастись от «зомби-компаний» и «черных лебедей»: как бизнес в РФ справляется с коронакризисом
В 2020 году многие компании потеряли часть своей прибыли ввиду закрытых границ и ограничений. По данным Росстата, экономика РФ сократилась по итогам 2020 года на 3,1% ВВП в годовом выражении. Согласно исследованию Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, стоимость экспорта российских товаров в этот период снизилась на 22%, снижение потребительской активности в платных услугах населению достигло 17,1%, а спад в розничной торговле составил 4,1%.
При этом, обращают внимание эксперты, уже с начала 2021 года многие предприятия стали наращивать и долю поставок своей продукции и даже число стран для экспорта.
«Бизнес, действительно, активно и успешно приспосабливается к работе в кризисной обстановке», - подчеркнула к.э.н., вице-президент, управляющий директор по экономической политике и конкурентоспособности Российского союза промышленников и предпринимателей Мария Глухова.
По данным опроса, проведенного РСПП в октябре прошлого года, более половины компаний отметили, что в 2021 году они развивались успешно, 30% опрошенных называют ситуацию со своим развитием стабильной. Впрочем, согласно данным РСПП, даже в 2020 году 36% предпринимателей говорили о росте инвестиционной активности. В 2021-м году их доля выросла до 44%.
Опрошенные специалистами РСПП компании среди положительных аспектов влияния пандемии выделили: появление дополнительных возможностей для развития бизнеса, трансформацию процессов внутри компаний и появившиеся возможности выхода на новые рынки. Наиболее успешными оказались компании, которые сумели подстроить бизнес-процессы под вызовы и ограничениями коронакризиса. Многие начали заниматься инвестициями: успешные предприниматели изначально вкладывались в развитие IT-сферы, инфраструктуры и цифровизацию бизнеса, менее успешным пришлось отложить свои старые стратегии и также сфокусироваться на инвестициях в цифровизацию и трансформацию рабочих процессов. В связи с низкой производительностью и неспособностью преобразоваться в период коронакризиса некоторые компании были ликвидированы. Так, отметил директор департамента исследований Центрального банка России Александр Морозов происходит «очищающее воздействие кризиса на экономику». «Цифровизация оказалась ключевым инструментом, который позволил бороться с “черным лебедем”», — сказал он.
Во многом коронакризис изменил отношения между властью и бизнесом. «С начала проведения опросов РСПП впервые компании высказали мнение, что уровень коррупции в органах власти низкий», - обратила внимание Глухова. Также более четверти компаний отметили, что государство относится к бизнесу как к «локомотиву развития экономики и общества». Таких оценок, по словам вице-президента РСПП, не было даже в период экономического роста.
«Если бизнес приглашался к диалогу о мерах поддержки и к участию в выработке более адекватного их дизайна, такой подход смягчал тяжесть прохождения кризиса даже в самых тяжело пострадавших отраслях. Если же профильные ведомства и регуляторы ограничивались сбором данных, соответствующие отрасли труднее проходили острую фазу кризиса и демонстрировали больший скепсис в оценках перспектив развития в посткризисный период», — отметил один из соавторов монографии, директор Института анализа предприятий и рынков (ИАПР) ВШЭ Андрей Яковлев.
«Кризис подтвердил необходимость диалога, стало ясно, что невозможно все выработать в министерстве. Оперативность была уникальной: было множество пострадавших компаний в секторах с горизонтальной координацией, и то, что правительство сумело адекватно и оперативно распределить средства, — это демонстрация новых возможностей госаппарата», — отметил соавтор монографии, директор по экономической политике ВШЭ, директор Центра исследований структурной политики ВШЭ Юрий Симачев.
Интересно, что компании более позитивно, чем финансовую поддержку, восприняли антикризисные меры помощи со стороны государства, включающие поддержку занятости, снижение административного давления на бизнес, сокращение части налоговых и страховых платежей. Также Центральный банк России стал публиковать информацию по денежным потокам в разных отраслях, что позволило оперативно сравнивать фактические цифры и цифры из опросов ассоциаций российского бизнеса.
В меры государственной поддержки входят различные порталы и законы, которые созданы, чтобы помочь малому и среднему бизнесу во времена коронакризиса. Основные положения специального проекта «Коронавирус: важное для бизнеса» заключаются в создании единого портала со всей необходимой информацией и отслеживанием актуальных мер поддержки. На уровне правительства к 2022 году было разработано два пакета мер поддержки. Например, снижение ставки страховых взносов с 30% до 15%, упрощение закупочных процедур и налогообложения. Закупки медицинского оборудования, средств защиты и препаратов включаются в основную деятельность компании и не облагаются налогами. В 2020 году Государственные учреждения также шли навстречу бизнесу и временно приостановили проверку бизнеса и ввели мораторий на возбуждение дел о банкротстве. На данный момент разрабатывается третий пакет мер государственной поддержки, который продолжит поддерживать бизнес в период распространения коронавируса.
«Первый пакет был настолько эффективен, что за год получилось снизить налоги и страховые взносы, а суммарное поступление налогов за год превысило предыдущий год на 100 млрд рублей», - отметил президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров.
Директор департамента исследований Центрального банка России Александр Морозов также обратил внимание на тенденции в сфере кредитования. «В 2020 году объем кредитов немного снизился, однако по сравнению с другими странами credit crunch (кредитное сжатие – ситуация в экономике, характеризующаяся высоким уровнем процентных ставок и трудностями получения кредитов – прим. ред.) в России не произошел. Напротив, за 2021 год значительно выросло число кредитов, причем что их средняя сумма уменьшилась», - отметил он. Это связано с тем, что банки в период господдержки начали выдавать льготные кредиты (кредит с процентной ставкой ниже рыночной – прим. ред.). При этом таргетированность данной возможности была очень высокой, так как 70% компаний воспользовались этой программой, при этом некоторые из них - впервые. Таким образом, за предыдущие два года в сегменте малых, средних и крупных компаний не произошло радикальных экономических изменений.
«Самое главное, - подчеркнул Александр Морозов, - что не появилось много «зомби-компаний» (компании, которые нуждаются в постоянных финансовых вливаниях – прим. ред.), которые тянут вниз экономическое развитие».
Коллективная монография «Ответ российского бизнеса на пандемию COVID-19. На примере шести отраслевых кейсов» выпущена Издательским домом ВШЭ. В ее основу легло исследование, которое было проведено тремя подразделениями НИУ ВШЭ — Институтом анализа предприятий и рынков, Центром исследований структурной политики и Институтом «Центр развития» — совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).
Стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики
Все новости автора
Симачев Юрий Вячеславович
Директор по экономической политике ВШЭ, директор Центра исследований структурной политики ВШЭ
Яковлев Андрей Александрович
Директор Института анализа предприятий и рынков (ИАПР)