Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

«Сначала – смысл»: десять принципов успешной презентации

Умение делать содержательные презентации - один из залогов успешной коммуникации в современном мире. Каждая презентация - отдельный неповторимый проект. Однако существуют общие методы, которые позволяют с помощью слайдов произвести впечатление на любую аудиторию. Зачем нужен алгоритм формирования презентации и почему непосредственное создание слайдов не стоит в нем на первом месте, рассказала на вебинаре в бизнес-инкубаторе ВШЭ тренер по презентациям, коуч коммуникационного агентства Esprezo Наталья Баннова.

«Сначала – смысл»: десять принципов успешной презентации

iStock

Умение делать качественные презентации - головная боль, которая объединяет студентов, стартаперов или работников малого и среднего бизнеса. Чтобы коммуникация с показом слайдов получилась эффективной, важно строить ее по четкому алгоритму, уверена  тренер по презентациям Наталья Баннова. В своем онлайн-выступлении, организованным Бизнес-инкубатором ВШЭ, она сосредоточила внимание на 10 принципах успешной презентации.

1. Следуйте алгоритму

«Правильный алгоритм влюбляет в презентации. PowerPoint – крайний этап в процессе. Сначала – смысл», - подчеркивает Баннова. Предлагаемый ей алгоритм подготовки презентации состоит из пяти шагов: это понимание результата (что спикер хочет получить от аудитории), подготовка текстового сценария, раскадровка слайдов (наброски прототипа презентации), выбор визуального стиля, сбор конечного продукта уже непосредственно в PowerPoint.

2. Ставьте цели

«Переведите цель с поверхности: из «Что?» в глубокие «Зачем?» и «Как?», - призывает коуч Esprezo. По словам Банновой, важно представлять результат своего выступления.

Для правильной постановки цели тренер предлагает последовательно и максимально честно ответить на три вопроса: что вы хотите сделать (рассказать, донести идею, отчитаться, проинформировать)? зачем (каких ждете ответных действий со стороны аудитории)?как (что нужно сделать, чтобы прийти к этому результату)?

3. Выясните, что хочет аудитория

Одна из самых распространенных ошибок в подготовке презентаций — это когда получившийся набор слайдов понятен автору, но не понятен аудитории. Чтобы ее избежать, нужно на этапе подготовки встать на место зрителей, посмотреть на презентацию их глазами, призывает Баннова.

Здесь понимание своей аудитории очень важно: чтобы получить то, что нужно ему от слушателей, спикер должен «попасть» в их истинную глубинную потребность. Иными словами, убедить людей в том, что действие, которого автор хочет от них добиться, выгодно и полезно им самим.

На этом этапе, продолжила эксперт, важно задавать себе вопросы: Какую проблему аудитории нужно решить? Как вы можете помочь зрителю? Что должно измениться, чтобы вы продвинулись по вашему проекту? В чем выгода аудитории? Ради какой картинки в будущем ваша аудитория начнет действовать? На какую сферу больше всего повлияет?

Полезно также узнать как можно больше о своей аудитории: социальный статус, привычки, уровень погруженности в тематику, роль и должности в компании, ожидания и интересы, их потребности и т.п.

4. Определитесь с форматом

Связующим звеном между аудиторией и презентующим является формат: он помогает найти способ общения, с которым шансы получить результат максимальны, подчеркивает Баннова.

Презентация – это только один из вариантов. Возможно, аудитории нужно будет больше информации, больше времени, дополнительные материалы и эффекты.

5. Выстройте логику рассказа

Это стадия текстового сценария, подчеркивает Наталья Баннова. Сначала пишется его логика, а уже потом визуализируется каждая последовательная мысль. При этом используется правило «одна мысль – одна визуализация». Лучше всего аудиторию делать не читателем, а зрителем, уверена тренер.

По ее словам, универсальная структура, которая подходит большинству презентаций, выглядит примерно так: введение (то время, когда аудитория принимает решение смотреть в телефон или на вас); проблема (здесь стоит оголить боль, ее причины и следствия); решение (цель и ядро презентации); заключение (его люди запоминают больше всего. Это резюме всего ранее сказанного с призывом к действию: «давайте назначим следующую встречу», «подпишем контракт» и т.п.).

6. Определитесь со смыслом и напишите вывод в заголовке

У каждого слайда есть смысл, который автор хотел передать, но «зарыл« за огромным количеством информации. Однако если мы находим и пишем вывод в заголовке, читатель понимает суть, поясняет Баннова. Так мы делаем коммуникацию прозрачной, уверена она.

Для примера спикер привела два заголовка: «Динамика прибыли» и «Прибыль выросла на 11% за 4 года, но рост в прошлом году был почти нулевой». Во втором случае сразу понятно, что происходит, в первом - нужно внимательно разбираться со слайдами и цифрами.

7. Подберите аргументацию и иллюстрацию

Идею можно проиллюстрировать разными способами: нужно понять аудиторию и остановиться на самом убедительном для нее варианте, уверена коуч.

Слайд из презентации Натальи Банновой

8. Структурируйте информацию на слайде

«Прямоугольник – главное изобретение человечества», - уверена Баннова. Деление контента на прямоугольники помогает сделать информацию структурнее. Если нужно «запихнуть» на слайд несколько мыслей, то действуем по принципу «одна мысль – одна визуализация», подчеркивает она.

9. Расставьте акценты

Проблема в том, что иногда главную мысль оставляют незаметной и неудобной для восприятия. Чтобы избежать этого, нужно подсвечивать ровно то, что вы хотите показать, подчеркивает эксперт. С помощью акцента можно направить внимание аудитории туда, где находится важная информация.

10. Упрощайте и убирайте лишнее

По словам Банновой, вывод в заголовке является фильтром того, что нужно оставить или убрать: если на слайдах графики и диаграммы, то стоит убрать лишнее – полоски, деления, ненужные подписи.

Чем проще, тем понятнее коммуникация становится для зрителей, а отсутствие визуальных шумов сильно упрощает восприятие информации, подчеркивает эксперт.