Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Уникальный кризис: как страны справляются с пандемией

Пандемия COVID-19 по-разному отразилась на экономической ситуации в странах мира. Степень влияния внешних факторов во многом зависела от эффективности внутренних антикризисных мер. Кто преодолел спад с меньшими потерями, какие меры оказались самыми успешными и как с кризисом справилась Россия, рассказал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

Уникальный кризис: как страны справляются с пандемией

iStock

Он выступил на вебинаре Зимней экономической школы НИУ ВШЭ с докладом «Межстрановой анализ антикризисных мер, антиковидной политики и прохождения пандемии».

Особенности мирового коронакризиса

«Типичные» кризисы всегда были связаны с шоками спроса. В этот раз - из-за ограничений на поездки, работу ресторанов, гостиниц и других секторов - экономика столкнулась еще и с недостаточным предложением, отметил Евсей Гурвич. Негативный шок предложения привел к падению у фирм прибыли и росту безработицы: число занятых во всем мире сократилось на 3,2% (около 100 млн человек). «В таких условиях эффективность традиционных антикризисных мер по замещению частного спроса государственным ослабла. Пандемия для нас экономистов — это сложный и уникальный кейс», — подчеркнул докладчик.

Падение мировой экономики в 2020 составило 3,1% и стало самым сильным со времен Второй Мировой войны. Однако степень влияния пандемии на ВВП была неоднородной по странам и определялась жесткостью карантинных ограничений, уровнем диверсификации экономики, качеством институтов. Важную роль в новом кризисе сыграли и более абстрактные вещи, отмечает эксперт. Например, в этот раз критически важной оказалась готовность населения с помощью техники быстро адаптироваться к работе в удаленном формате - это помогло смягчить спад производства.

Еще один важный фактор устойчивости - доверие инвесторов – репутация, заработанная правительством во время предыдущего кризиса. «В 2009 году спад производства почти полностью определялся резким сокращением материальных оборотных средств, что свидетельствовало о крайне негативных ожиданиях бизнеса. В 2020, напротив, этот элемент сократил общие размеры спада», – подчеркнул Евсей Гурвич.

С целью минимизировать спад власти выделили значительные средства на поддержку экономики: по оценке МВФ, бюджетные расходы стран в новый кризис составили около $11 трлн. «Правительственные меры антикризисной поддержки кардинально сократили негативные последствия пандемии и связанных с ней ограничений», – уверен докладчик. Так, одной из самых эффективных мер по поддержке населения стало адресное выделение бюджетных средств потерявшим работу гражданам. «Такой способ выплат, по оценкам исследователей, стал в шесть раз эффективнее более популярных «безусловных» выплат – финансовой поддержки вне зависимости от доходов индивида», – отметил Гурвич. Кредиты работодателям для сохранения рабочих мест также поддержали население и позволили бизнесу во время пониженной экономической активности остаться на плаву.

Межстрановой анализ: Россия и мир

Для межстранового анализа антикризисных мер поддержки Гурвич выбрал две большие группы государств: страны «Большой двадцатки» с отдельно взятыми развитыми и формирующимися рынками и выборку из семидесяти пяти крупных и средних экономик. Эксперт отметил, что для более точного анализа и сравнения с нашим государством необходимо брать максимально приближенные по экономическим показателям к России страны.

Первый показатель – это индикатор жесткости антиковидных ограничений, в который входят режим работы учебных заведений, локдаун, индивидуальные контакты и межрегиональная мобильность. По базе данных Школы государственного управления Оксфордского университета COVID-19 Government Response Tracker, данный индекс в России был ниже средних показателей по 75 странам и составил 54,5% против 61,9%. С другой стороны, все показатели России, входящие в индекс жесткости политики, по мнению эксперта, в начале пандемии (март-июль 2020 г.) не отставали от общей картины и держались на уровне 60–80%.

Такую же тенденцию можно наблюдать при сравнении российских показателей со странами «Большой двадцатки». Развитые страны, формирующиеся рынки и Россия с начала пандемии шли на одном уровне, начиная с 80%, по оценке Оксфордского университета. Однако ближе к концу 2020 года индекс ковидных ограничений России снизился почти вдвое, в то время как экономики остались на примерно том же уровне: их индекс снизился только с 80% до 60%.

На 2021 год данные показатели для России также находились сильно ниже по сравнению со средними. Почему в начале пандемии Россия соответствовала общим трендам, а в середине 2020 года расслабилась - неизвестно: «Мы можем строить только предположения, — отметил эксперт, — поскольку принятие решений нигде не является прозрачным».

Меры бюджетной политики России, по мнению Гурвича, получились достаточно эффективными при сравнении с двумя другими кризисами: 1998 и 2009 гг. «Блестящие результаты прохождения кризиса в экономическом отношении!», - подчеркнул он. Меры поддержки в России даже превысили средние показатели формирующихся рынков: «Большая двадцатка» показала эффективность на 4,4%, Россия - на 5,7%.

Также РФ, продолжил эксперт, показала один из наилучших результатов по отклонению ВВП от прогноза 2020 года: наш результат всего лишь 4% в минус. Однако самый лучший результат показала Турция, где показатели экономического роста превысили прогноз на 2%.

В целом, по словам эксперта, Россия вполне справляется с пандемическим кризисом. «Мы обошли уровень экономики 2019 года, однако отстаем от того, что ожидалось до пандемии», - сказал он. Правда, предупредил он, проблемы, которые существовали до кризиса, стали масштабнее и потребуют оперативного решения после его завершения.