Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

«Больше общаюсь с мамой и ем вкусняшки»: как удаленка влияет на образование, работу и жизнь

Одним из последствий пандемии стало то, что дети меньше играют в компьютерные игры, зато больше общаются в социальных сетях и сервисах для видеозвонков, свидетельствуют данные исследований Вышки. Частые переходы на дистант заставили многих школьников пересмотреть приоритеты и стать самостоятельнее, а старшие поколения вдохновили на онлайн-обучение и непрерывное образование. О плюсах и минусах школьного дистанционного обучения — в материале HSE Daily.

«Больше общаюсь с мамой и ем вкусняшки»: как удаленка влияет на образование, работу и жизнь

iStock

Школьники освоили дистант

С началом пандемии дети стали в 20 раз чаще использовать интернет для дистанционного обучения: 68,9% учащихся в 2020 году против 3,6% в 2018-м. Такие статистические данные содержатся в сборнике «Цифровая экономика: 2022», выпущенном Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

В основном юные россияне использовали интернет в 2020 году для подготовки к урокам (83,7%). Любопытно, что в первый год пандемии снизились показатели просмотров фильмов и игр (76,5% против 78,8% в 2018-м), но при этом выросла потребность в общении в социальных сетях (64,4% против 54,3% в 2018-м).

Ранее проведенное сотрудниками Института образования НИУ ВШЭ исследование в рамках проекта «Школьный барометр» показало, что ученики по-разному относятся к дистанционному формату. С одной стороны, детям нравится больше времени проводить дома, заниматься хобби, их радует общение с родителями, братьями и сестрами. «Больше общаюсь с мамой», «ем мамины вкусняшки», признавались они во время опроса.

При этом 60% школьников заявляли, что скучают по школе. Дети в основном жалуются на малоподвижный образ жизни, им не хватает общения с учителями и друзьями. Родителям же не нравится, что учителя почти не дают групповых заданий, а ученики общаются друг с другом по вопросам учебы всего 1–2 часа в неделю.

Для родителей школьников удаленка стала настоящим испытанием еще и потому, что им пришлось совмещать работу с семейными и бытовыми обязанностями. Исследователи, работавшие над «Школьным барометром», отмечают, что родители обычно ждут от школы присмотра за детьми. Удаленная учеба же фактически «вернула» родителей в семьи, многие от этого испытали стресс.

Любопытно, что в многодетных семьях, отмечают исследователи, ситуация стресса выражена не так ярко. Эксперты полагают, что многодетным родителям приходится много заниматься детьми и без удаленного обучения, кроме того, они могут переложить заботу о младших на более взрослых детей.

Как отмечают эксперты Инобра, при дистанционном обучении понятие «домашняя работа» теряет смысл — ученики выполняют дома все задания. При выполнении заданий школьникам нужна поддержка, которую не оказывают учителя, — так считают две трети родителей. Сами же взрослые дома зачастую тоже не способны помочь ребенку: не дают этого сделать работа, домашние дела и незнание материала.

iStock

Исследователи полагают, что для хороших результатов школьнику необходима поддержка учебного ассистента. В школах этой позиции нет. Частично функцию ассистента берет на себя школьный учитель, и это может быть причиной его перегрузки — о ней исследователям говорили большинство учителей.

Онлайн-образование и удаленка стали трендом

Ограничительные меры в условиях пандемии, безусловно, оказали влияние на массовое внедрение в образовательный процесс электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Больше учиться онлайн стали не только школьники — интерес к интернет-образованию растет и среди молодежи (от 18 до 24 лет). Как отмечают авторы пятого научного доклада НИУ ВШЭ «Тенденции развития интернета», за 2020 год учиться онлайн стали на треть больше молодых горожан и на четверть больше молодых людей из сельской местности.

Среди учащихся вузов этот показатель еще выше. Как отмечается в статистическом сборнике «Индикаторы образования», выпущенном ИСИЭЗ в конце января, 47,4% студентов на начало 2020/21 учебного года обучались по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры с применением дистанционных образовательных технологий, более трети (37,5%) — с применением электронного обучения.

К октябрю 2021 года российскими образовательными организациями высшего образования на образовательных онлайн-платформах, представленных в ГИС СЦОС, были размещены свыше 1,3 тысячи онлайн-курсов.

Любопытно, что на фоне пандемии интерес к онлайн-образованию рос и со стороны более старших поколений. Как отмечают авторы «Индикаторов образования», 43,2% взрослого населения страны (в возрасте 25–64 лет) в 2020 году было охвачено непрерывным образованием. Активнее всего в этом процессе участвовали лица с высшим образованием (56,2% от общего количества вовлеченных в процесс). А 19,2% населения в возрасте 25–64 лет намерены и в дальнейшем участвовать в непрерывном образовании, 52,8% из них связывают его с профессиональными интересами.

Многие получили возможность для самообразования и обучения благодаря переходу на удаленный режим работы. Как отмечают авторы доклада «Тенденции развития интернета», и работодатели, и работники уже сделали инвестиции в удаленку: купили компьютеры, веб-камеры, прошли обучение по использованию специальных программ. Сотрудники готовы сохранить удаленный режим работы даже при снижении заработной платы.

Анатолий Каспржак
Анатолий Каспржак
Фото: Высшая школа экономики

Анатолий Каспржак, ординарный профессор, заслуженный профессор НИУ ВШЭ, профессор Института образования НИУ ВШЭ:

«Однозначного ответа на вопрос, стало ли образование с переходом на дистанционный режим хуже или лучше, нет. Одному ученику для достижения искомого результата требуется постоянный контроль, другому он вредит, кто-то хочет работать в быстром темпе, кому-то надо прежде, чем осваивать новую тему, вработаться, как говорят спортсмены, и т.д. Тут все индивидуально.

Многочисленные исследования показывают, что отношение к переходу в дистанционный режим сильно разнится в зависимости от возраста школьников, их мотивации к учению. Мотивированные, настроенные на поступление в вузы старшеклассники приняли новую ситуацию весьма позитивно: они отмечали, что появилась возможность самим регулировать временные затраты на изучение предметов учебного плана, отдавая предпочтение тем, по которым будут сдавать экзамены, позже вставать и т.д. Значительная часть этой группы респондентов-школьников считает, что в этот период “много времени уходит на учебу, больше, чем в школе” и что после перехода в нормальный режим работы элементы дистанционного обучения надо оставить.

В то же время школьники младших классов и их родители отнеслись к переходу в дистанционный режим крайне отрицательно. Здесь две причины: во-первых, у российских школьников не сформирована учебная самостоятельность, во-вторых, многие учителя переложили свои обязанности на мам и пап. 

Другой вывод: дистанционное обучение дифференцировало семьи по уровню достатка. Те, у кого были дома условия для занятий (отдельная комната, свой компьютер, широкополосный интернет и т.д.), получили полноценный доступ к образовательному процессу, те, у кого нет таких условий, — нет. Справедливости ради надо сказать, что многие школы, муниципальные и территориальные управления системой образования быстро увидели эту проблему и начали ее решать».