«Отсутствие невербального канала коммуникации очень сильно деформирует общение»
От реального общения к виртуальным коммуникациям
Одним из самых заметных изменений в повседневности стала цифровая трансформация общения на всех его уровнях: информационное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и обработки информации, сколько новыми формами коммуникации, отмечает Наталья Антонова. Теперь не информация, а коммуникация является смыслообразующим средством современного коммуникационного общества. Не уровень знания является основой социального неравенства, а степень доступа к той или иной информации.
«Если меняется общение, то меняется характер коммуникации, меняется человек. Мы становимся другими, мы этого не замечаем, но это так», — подчеркивает доцент НИУ ВШЭ. Сегодня в нашей социальной реальности «я» как регулирующая и смыслообразующая структура нередко становится избыточной. Необходимой остается лишь инсценировка своей индивидуальности.
Мы перестаем замечать разницу между виртуальностью и реальностью в коммуникациях, стираются границы между кругами общения в этих средах, отмечает эксперт. Люди склонны переносить свои коммуникационные привычки из реального мира в виртуальный, не осознавая, что в жизни их общение носит межличностный характер, а в интернете оно превращается в массовую коммуникацию. Таким образом, происходит смешение и изменение норм, формируются новые формы взаимодействия и возникает новая культура. Например, точка в конце предложения или обращение на «вы» с большой буквы сейчас могут восприниматься как агрессия, добавляет Наталья Антонова.
Порой тенденция работает и в обратную сторону: межличностное общение приобретает черты массовой коммуникации, что может приводить к специфическим конфликтам. Например, сотрудники могут терять свои должности из-за неудачных комментариев или фотографий в социальных сетях, не осознавая, что там они уже выступают как участники массовой коммуникации, поясняет эксперт.
Понять или домыслить?
Социальная психология в структуре общения выделяет три компонента: перцептивный — восприятие людьми друг друга, интерактивный — взаимодействие людей, коммуникативный — передача информации. Все они претерпевают изменения в процессе цифровой трансформации человеческого взаимодействия.
Так, при любой форме взаимодействия нам важно представлять внешний облик другого человека. В случае онлайн-общения мы мысленно достраиваем его портрет, основываясь на своих внутренних прототипах и стереотипах, часто проецируем свое собственное представление, идеализируем человека для создания благоприятного образа. Но по факту интернет-коммуникации все же свойственно мозаичное восприятие, отмечает Наталья Антонова: зачастую мы имеем ограниченное и обрывочное представление о собеседнике.
«Отсутствие невербального канала коммуникации очень сильно деформирует общение, потому что через него мы получаем 70–80% информации о другом человеке и его личности», — продолжает эксперт. На смену невербальному аспекту общения приходят, как бы странно это ни звучало, смайлики. Они формируют новый язык общения, в рамках которого неверно подобранный смайлик может даже приводить к конфликтам.
Еще одна особенность цифровой коммуникаций, которая сделала поведенческой нормой то, что практически невозможно при личном, офлайн-общении, — отсроченная обратная связь. Написав письмо, мы можем уйти по своим делам, зная, что собеседник ответит нам через несколько часов, обратила внимание эксперт. Трансформация норм общения затрагивает даже телефонную связь: звонок уже воспринимается скорее негативно, на смену ему пришла переписка в мессенджере.
Анонимность и креативность
Интернет-пространство дает людям анонимность и иллюзию свободы, раскрепощает и способствует развитию креативности, отметила Наталья Корягина. Исследования показывают, что в интернете люди более свободны в самовыражении, чем в общении лицом к лицу. Коммуникативные барьеры исчезают, и можно уже написать совершенно незнакомому человеку, к которому вы вряд ли подошли бы на улице.
«Специфика языка в интернете — это анонимность, физическая недоступность пользователей и относительная недостаточность средств для выражения», — отметила Наталья Корягина. Из анонимности вытекает отсутствие социального контекста и большинства характерных для реальности социальных запретов. Недостаточность выразительных средств затрудняет взаимопонимание, что приводит к компенсаторному созданию собственных средств, таких как интернет-сленг и аббревиатуры, добавляет она.
Одна из особенностей киберпространства в том, что оно живет вне времени и воспринимается человеком именно как пространство. Даже с точки зрения языка мы все время «входим» куда-то и «выходим», «сидим» или «бродим», «наблюдаем» за мирами и сообществами. В онлайне доминирует письменная речь, но она тоже трансформируется — сворачивается, приобретает черты устной и свои специфические особенности.
В то же время в интернете возникает феномен множественной идентичности. Пользователь часто развивает несколько страничек в социальных сетях: личную, профессиональную, творческую, посвященную специфическому хобби.
«Люди не имеют возможности выразить все стороны своего многогранного “я” в реальной коммуникации, в то время как сетевая коммуникация им такую возможность предоставляет. Множественность и изменчивость идентичности в виртуальной коммуникации отражает реальную множественность социального объекта в реальном мире», — отметила Наталья Корягина.
В завершение семинара Наталья Антонова подчеркнула, что трансформация коммуникации в организационных структурах — не менее важный аспект современной коммуникации. Вал изменений организационной структуры, бизнес-процессов и взаимодействий с клиентами обрушивается на сотрудников организации, что неизбежно приводит к сопротивлению, противодействию и даже саботажу. «Здесь необходима определенная подготовка людей, нужно анализировать готовность людей к изменениям на личностном уровне, а не только на организационном», — подытожила она.
Стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики специально для HSE.Daily
Все новости автора
Антонова Наталья Викторовна
Доцент департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Корягина Наталья Александровна
Кандидат психологических наук, старший преподаватель департамента психологии