Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

«Отсутствие невербального канала коммуникации очень сильно деформирует общение»

С развитием технологий интернет-общение стало одной из базовых норм социализации. Онлайн-коммуникации все больше оказывают влияние не только на развитие общества в целом, но и на наше повседневное поведение. Как происходят эти изменения, рассказали кандидат психологических наук, доцент департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Наталья Антонова и кандидат психологических наук, старший преподаватель департамента психологии Наталья Корягина в рамках семинара «Цифровая трансформация коммуникации: особенности и последствия».

«Отсутствие невербального канала коммуникации очень сильно деформирует общение»

iStock

От реального общения к виртуальным коммуникациям

Одним из самых заметных изменений в повседневности стала цифровая трансформация общения на всех его уровнях: информационное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и обработки информации, сколько новыми формами коммуникации, отмечает Наталья Антонова. Теперь не информация, а коммуникация является смыслообразующим средством современного коммуникационного общества. Не уровень знания является основой социального неравенства, а степень доступа к той или иной информации.

«Если меняется общение, то меняется характер коммуникации, меняется человек. Мы становимся другими, мы этого не замечаем, но это так», — подчеркивает доцент НИУ ВШЭ. Сегодня в нашей социальной реальности «я» как регулирующая и смыслообразующая структура нередко становится избыточной. Необходимой остается лишь инсценировка своей индивидуальности.

Мы перестаем замечать разницу между виртуальностью и реальностью в коммуникациях, стираются границы между кругами общения в этих средах, отмечает эксперт. Люди склонны переносить свои коммуникационные привычки из реального мира в виртуальный, не осознавая, что в жизни их общение носит межличностный характер, а в интернете оно превращается в массовую коммуникацию. Таким образом, происходит смешение и изменение норм, формируются новые формы взаимодействия и возникает новая культура. Например, точка в конце предложения или обращение на «вы» с большой буквы сейчас могут восприниматься как агрессия, добавляет Наталья Антонова.

Порой тенденция работает и в обратную сторону: межличностное общение приобретает черты массовой коммуникации, что может приводить к специфическим конфликтам. Например, сотрудники могут терять свои должности из-за неудачных комментариев или фотографий в социальных сетях, не осознавая, что там они уже выступают как участники массовой коммуникации, поясняет эксперт.

Понять или домыслить?

Социальная психология в структуре общения выделяет три компонента: перцептивный — восприятие людьми друг друга, интерактивный — взаимодействие людей, коммуникативный — передача информации. Все они претерпевают изменения в процессе цифровой трансформации человеческого взаимодействия.

Так, при любой форме взаимодействия нам важно представлять внешний облик другого человека. В случае онлайн-общения мы мысленно достраиваем его портрет, основываясь на своих внутренних прототипах и стереотипах, часто проецируем свое собственное представление, идеализируем человека для создания благоприятного образа. Но по факту интернет-коммуникации все же свойственно мозаичное восприятие, отмечает Наталья Антонова: зачастую мы имеем ограниченное и обрывочное представление о собеседнике.

iStock

«Отсутствие невербального канала коммуникации очень сильно деформирует общение, потому что через него мы получаем 70–80% информации о другом человеке и его личности», — продолжает эксперт. На смену невербальному аспекту общения приходят, как бы странно это ни звучало, смайлики. Они формируют новый язык общения, в рамках которого неверно подобранный смайлик может даже приводить к конфликтам.

Еще одна особенность цифровой коммуникаций, которая сделала поведенческой нормой то, что практически невозможно при личном, офлайн-общении, — отсроченная обратная связь. Написав письмо, мы можем уйти по своим делам, зная, что собеседник ответит нам через несколько часов, обратила внимание эксперт. Трансформация норм общения затрагивает даже телефонную связь: звонок уже воспринимается скорее негативно, на смену ему пришла переписка в мессенджере.

Анонимность и креативность

Интернет-пространство дает людям анонимность и иллюзию свободы, раскрепощает и способствует развитию креативности, отметила Наталья Корягина. Исследования показывают, что в интернете люди более свободны в самовыражении, чем в общении лицом к лицу. Коммуникативные барьеры исчезают, и можно уже написать совершенно незнакомому человеку, к которому вы вряд ли подошли бы на улице.

«Специфика языка в интернете — это анонимность, физическая недоступность пользователей и относительная недостаточность средств для выражения», — отметила Наталья Корягина. Из анонимности вытекает отсутствие социального контекста и большинства характерных для реальности социальных запретов. Недостаточность выразительных средств затрудняет взаимопонимание, что приводит к компенсаторному созданию собственных средств, таких как интернет-сленг и аббревиатуры, добавляет она.

Одна из особенностей киберпространства в том, что оно живет вне времени и воспринимается человеком именно как пространство. Даже с точки зрения языка мы все время «входим» куда-то и «выходим», «сидим» или «бродим», «наблюдаем» за мирами и сообществами. В онлайне доминирует письменная речь, но она тоже трансформируется — сворачивается, приобретает черты устной и свои специфические особенности.

В то же время в интернете возникает феномен множественной идентичности. Пользователь часто развивает несколько страничек в социальных сетях: личную, профессиональную, творческую, посвященную специфическому хобби.

«Люди не имеют возможности выразить все стороны своего многогранного “я” в реальной коммуникации, в то время как сетевая коммуникация им такую возможность предоставляет. Множественность и изменчивость идентичности в виртуальной коммуникации отражает реальную множественность социального объекта в реальном мире», — отметила Наталья Корягина.

В завершение семинара Наталья Антонова подчеркнула, что трансформация коммуникации в организационных структурах — не менее важный аспект современной коммуникации. Вал изменений организационной структуры, бизнес-процессов и взаимодействий с клиентами обрушивается на сотрудников организации, что неизбежно приводит к сопротивлению, противодействию и даже саботажу. «Здесь необходима определенная подготовка людей, нужно анализировать готовность людей к изменениям на личностном уровне, а не только на организационном», — подытожила она.