Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Не наступить на грабли: стартаперы провели работу над ошибками

От школьников-стартаперов до руководителей отделов крупных предприятий – все предприниматели совершают ошибки, но не все о них рассказывают. Организаторы конференции «Эволюция бизнеса сквозь 1000 и 1 ошибку», сотрудники Кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ пригласили шестерых предпринимателей, которые поделились своим опытом и развеяли мифы об успехе без ошибок.

Не наступить на грабли: стартаперы провели работу над ошибками

iStock

Люди и роботы

Выпускник МГТУ им. Баумана, студент кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, Альберт Тажигулов открыл в 2019 году «CafeZ» - первую в Россию кофейню с роботом-баристой. Авторы проекта предполагали, что людям понравится кофе, приготовленный автоматом с точностью до грамма.

Но оказалось, что посетители не были готовы взаимодействовать с роботом. «Они сторонились манипулятора, могли записать видео для соцсетей, но ничего не заказывали, потому что боялись сломать», — поясняет спикер. К тому же выяснилось, что настоящие ценители напитка предпочитают готовить его самостоятельно дома, а не покупать в кафе.

«Проект «CafeZ» — это история про то, как сэкономить 10 тысяч, а потом заколебаться на 15», — признается Альберт Тажигулов. Предприниматели думали, что смогут сэкономить на зарплате сотрудника, но на смену баристы пришел инженер, который должен был обслуживать роботизированную точку. И это выходило даже дороже. Им также пришлось нанять человека, который помогал гостям кафе нажимать нужные кнопки на планшете, чтобы заказать кофе. Все это в итоге вылилось в дополнительные расходы.

Важную роль сыграло и то, что «люди оказались людьми», констатировал молодой предприниматель: посетители хотели покупать кофе не только из-за вкуса, но и ради эмоций. «Мы разговариваем с баристой, желаем хорошего дня друг другу, робот никогда не даст такую эмоциональную связь», — подытожил молодой стартапер.

Человеческий фактор, важность взаимодействия между людьми следует учитывать и при распределении ответственности внутри команды. Эту мысль подхватил другой спикер - самая юная участница конференции, ученица Распределенного лицея и выпускница Школы предпринимательства НИУ ВШЭ Анастасия Демина. В марте ей удалось запустить мобильное приложение по контролю ментального состояния Pure mind, которое она вместе с командой создавала два года. «Моя ошибка была в том, что я не согласовала график работы с некоторыми участниками. Оказалось, что дедлайн по выполнению бизнес-задач совпал для них с периодом сессии, – признала она. – В итоге, мы потеряли одного человека, и приложение вышло только на одной из двух платформ, AppStore».

Важность делегирования задач в коллективе подчеркнул в своем выступлении Олег Махонин, коммерческий директор «Аэроксо» — стартапа, разрабатывающего беспилотные летательные аппараты на основе конвертопланов, которые соединяют в себе самолеты и коптеры. Идея «хочешь сделать хорошо — сделай сам» не работает, с первого дня нужно учиться делегировать, подчеркивает он. При этом, продолжил предприниматель, работники не должны перерабатывать. «Я сейчас занимаю принципиальную позицию: сотрудники на ночь не остаются ни за что», — подчеркнул он. В важности work-life баланса Махонина убедила сама жизнь: работа над проектом Aviabike велась в сжатые сроки, люди не уходили даже на новогодние праздники, и компания в результате потеряла половину команды.

Дружба и ответственность

Основатель бренда «Katrin Sokolova», российский модельер Катрин Соколова уверена, что руководителю важно всегда держать руку на пульсе.

 «У нас был случай, когда крупный поставщик доверил нам изготовление 50 партий курток дорогого люксового бренда. Я решила, что пять лет опыта у сотрудников - это достаточно много, и позволила себе отвлечься на другую работу. Когда я вернулась за готовым заказом, оказалось, что все куртки сшиты на 13 см короче», – посетовала она.

Фактор дружбы в бизнесе тоже играет важную, хотя не всегда положительную роль, продолжила Соколова. «Друзья и знакомые часто требуют особого отношения в работе. Важно защищать свои договоренности не только на словах, но и на документах, даже при работе с друзьями», – добавила она.

Тему дружбы в мире бизнеса и стартапов подхватил директор по работе с данными в Success Rockets, студент кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Вячеслав Андреев. Свой первый стартап DataMap он создал совместно с лучшим другом во время учебы в университете. Суть проекта заключалась в обработке данных и разработке на их основе интерактивных карт. Позже стартап был передан Московскому государственному университету геодезии и картографии, где стал площадкой для получения студентами практических навыков работы над коммерческими проектами в области геоинформатики. Среди заказчиков проекта – информационное агентство «РИА Новости», консалтинговые компании «КБ Стрелка» и «PricewaterhouseCoopers», российский интегратор в области геоинформационных технологий «Совзонд».

«Все думают, что они разовьют свой стартап и заработают первый миллион в одиночку. Нет, это всегда команда из трех-четырех человек. DataMap был основан двумя лучшими друзьями», – подчеркнул спикер. Скорость и отлаженная командная работа помогали стартапу «DataMap» успешно договариваться о сотрудничестве, иногда всего лишь за рекордные пять минут.

Владелец девелоперской компании «Экоофис», проекта «Подсолнухи Art&Food» и усадьбы Гребнево Андрей Ковалев уверен, что для успешного ведения бизнеса важно следить за трендами и приспосабливаться к разным условиям. Он, в частности,  затронул перспективы работы бизнеса в текущей ситуации санкционного давления и частичной изоляции. Бизнесменам, уверен Ковалев, сейчас придется всячески изворачиваться, чтобы не потерять прибыль. «Что будет сейчас востребовано? Еда – людям нужно есть. Одежда, машины. Все, что будет доступно, в том числе бедным слоям населения», - предположил он.

В итоге все спикеры сошлись в том, что главная ошибка предпринимателей – полагать, что без страсти и огня в глазах проект станет успешным. Найти силы и оптимизм, несмотря на внешние обстоятельства и неудачи, возможно только, если вы горите идеей, подчеркивают молодые предприниматели.