Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Школьники, мемы, социальные движения: как TikTok объединяет людей

Интернет-мемы и социальные сети давно стали привычным атрибутом новой медийной среды. Они отражаются как на повседневной жизни, так и на формировании отношения людей к тому или иному событию. Роль социальной сети TikTok в этом процессе исследовали доцент Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Никита Савин вместе с со старшим преподавателем Департамента политики и управления НИУ ВШЭ Анастасией Порецковой.

Школьники, мемы, социальные движения: как TikTok объединяет людей

iStock

TikTok до последнего времени воспринимался как детская социальная сеть для деполитизированной молодежи, отмечает Никита Савин.

При этом TikTok за 2019-2020 гг. стал самой быстрорастущей социальной сетью: к марту 2021 года число его активных пользователей, отмечает Mediscope, достигло 36,6 млн. “Согласно данным организации, рушится один из главных стереотипов - TikTok не является социальной сетью школьников”, - отмечает Никита Савин. Присутствие школьников на платформе составляет всего 13% от общего количества пользователей, тогда как ее основной целевой аудиторией являются люди 25-34 лет (23% пользователей) и 35-44 лет (20%). “Это люди, которые имеют право принимать участие в выборах и могут избираться”, - обратил внимание доцент НИУ ВШЭ.

В ходе своего исследования Анастасия Порецкова и Никита Савин пришли к выводу, что TikTok относится к предполитическому типу онлайн-паблика. “В этом плане TikTok похож на типичный домовой чат в вотсапе. В них обычно обсуждают вопросы шума по вечерам и парковки, когда как политические вопросы не поднимают”, - говорит Никита Савин. Но вдруг в двор приходит строительная компания и говорит, что вместо парковки и детской площадки собирается построить “человейник” на 25 этажей, продолжает доцент, тогда все споры абсолютно разных людей прекращаются и они все объединяются против общего врага.

Более того, продолжил он аналогию с домовым чатом, оказывается, что в процессе бесконечных мелких битв жители дома выработали какое-никакое доверие к друг другу, что теперь приходится очень кстати. И вместе они начинают устраивать пикеты, писать в разные инстанции, подтягивать прессу. “Так социальные движения и образуются”, - подытожил Савин.

По мнению исследователей, также прослеживается явная взаимосвязь между протестными движениями и распространяемыми в соцсетях мемами, являющимися важной компонентой конструирования идентичности. “Интернет-мемы высмеивают ключевые символы и определяют границы гегемонии, позволяя артикулировать и находить скрытые смыслы. А это порой бывает крайне сложно сформулировать словами. Можно всегда пошутить о том, о чем нельзя сказать своими словами”, - констатирует Никита Савин.

Савин и Порецкова решили изучить роль мемов и TikTok в социальных движениях и отражении политических настроений.

Описывая протестные движения, исследователи ссылаются на определение Делла Порта и Диани (Della Porta & Diani) - это “специфический социальный процесс, состоящий из механизмов вовлечения людей в коллективное действие”. Никита Савин отмечает, что данный процесс не предполагает наличие штаба, бумажек и партийных билетов. Он привел в пример события в Хабаровске летом 2020 года, когда люди вышли на протестные митинги в поддержку задержанного губернатора Сергея Фургала, независимо друг от друга. “В Хабаровске наблюдалась спонтанная горизонтальная координация людей, где в ходе операции у ее участников возникали коллективные действия: митинги и шествия. И пока люди в них участвуют, движения живут, как и мемы”, - отмечает Савин. Он также обратил внимание на важность идентичности движения - “люди должны ощущать причастность для появления мотивации участвовать в коллективном действии”.

Они сделали выборку из 65 самых популярных постов, освещавших протесты, проанализировали их и пришли к целой серии неожиданных выводов.

Во-первых, в соцсети не была представлена противоборствующая сторона: по сути “тиктокеры” выступали “за Фургала”, при этом не давали четкого указания, против кого.

Во-вторых, в тик-ток-обращениях не прослеживались четкие требования, публикации носили абстрактный характер. Требования, кстати, предъявляли пользователи из других регионов, а сами хабаровчане - нет. В итоге при позитивной репрезентации себя практически отсутствовала негативная репрезентация противников (хотя обычно без нее - никуда), констатировали исследователи.

В итоге, резюмировал Никита Савин, TikTok объединяет людей с общими интересами и мотивирует их действовать, однако при этом на площадке нет представления позиций, обсуждения требований и формирования консенсуса.