«Человек излучает счастье, и к нему тянутся люди»: зачем нужна позитивная психология
Позитивная психология — это междисциплинарная область, посвященная качеству жизни человека, его здоровью и благополучию. В центре внимания — позитивный потенциал человека, а главные вопросы, которые она рассматривает, — как жить лучше и находить смысл в своих действиях.
Основоположник этого направления Мартин Селигман стремился изменить парадигму современной психологии: от негатива — к позитивности, от концепции болезни — к концепции здоровья. Позитивная психология строится на трех столпах: изучение позитивных эмоций, изучение позитивных черт и изучение позитивных социальных институтов. Теория оптимизма Селигмана состоит в том, чтобы объяснять неудачи в положительном ключе и видеть возможности в проблемах.
Другая теория — концепция субъективного благополучия американского психолога Эда Динера — заключается в переживании в большей степени приятных эмоций и повышении уровня удовлетворенности жизнью. Например, через гормон окситоцин можно влиять на состояние человека: вызывать у него эмпатию, нравственные переживания и доверие к другим людям.
«Человек излучает счастье, и к нему тянутся люди. Вот в чем заключается позитивная психология», — отмечает сертифицированный бизнес-психолог, старший тьютор магистерской программы по бизнес- и организационной психологии департамента менеджмента и маркетинга Вестминстерской бизнес-школы Лиза Мэтьюмен. Положительные эмоции, в том числе благодарность, устойчивость и сострадание, повышают показатели в отношениях и на работе, добавила она.
Позитив для бизнеса
Академический руководитель магистерской программы НИУ ВШЭ «Психология в бизнесе», профессор факультета социальных наук Наталья Иванова уверена, что «сегодняшнему бизнесу нужна решительность видения реальной ситуации». «Сейчас самая опасная вещь — психологическое бегство от трудностей», — предупреждает эксперт.
Проблема самоопределения и вытекающие из нее вопросы могут затрагивать целые компании и корпорации. Если руководителю не хватает навыков, чтобы собраться с мыслями и начать активно действовать, то страдает вся фирма: снижается производительность, возникают недопонимание и обиды.
Бизнес-психологи помогают предпринимателям развивать собственную эффективность и способность к личностному росту: через поддержание человека в его активном интеллектуальном и эмоционально-мотивационном состоянии происходят и позитивные изменения для бизнеса, обращает внимание Наталья Иванова.
Лиза Мэтьюмен уверена, что один из главных инструментов позитивной психологии в бизнесе — сострадание. «Очень важно, чтобы руководитель коллектива умел и сострадать, и понимать себя», — подчеркивает она. Основная задача коучинга — улучшить жизнь клиента: развить таланты, способности к постановке целей и их достижению, помочь создать благоприятную среду на рабочем месте. «Бизнес-психологи хотят положительно повлиять на жизнь клиента, — рассуждает Мэтьюмен, — все остальное — производные от этой задачи».
Коучи, применяющие инструменты позитивной психологии, фокусируются на создании и развитии сильных сторон человека. Это, по словам Лизы Мэтьюмен, является более эффективным путем к успеху, чем попытки добиться совершенства в неподходящих областях. Важно, продолжила психолог, выделить семь сильных характеристик своего клиента, которые в последующем будут развиты.
«Бизнес-психолог стремится к тому, чтобы клиент получал удовольствие от того, что он распоряжается своей силой», — подытожила она.
Позитив для жизни
Бизнес-психолог, консультант по развитию бизнеса лидеров и команд, коуч PCC (ICF) Андрей Евдокимов уверен, что для сохранения качества жизни и позитивного настроя важно обращаться к саморегуляции во время стресса. В первую очередь речь идет об эмоциональном выгорании.
Людей по-прежнему пугают неопределенность и необходимость принимать сложные решения. «Для начала стоит понять, какова моя цель в жизни и куда я двигаюсь, затем стоит принять свою тревогу», — подчеркивает Андрей Евдокимов. Беспокоиться — это нормально: эскапизм, или психологическое бегство, в долгосрочной перспективе может привести к эмоциональному истощению и выгоранию. Чтобы избежать этого, нужно последовательно гармонизировать восемь сфер жизни: здоровье, отношения, духовность и т.д.
Если купировать эмоциональное выгорание на стадии тревоги не удалось, то на следующей стадии человек чувствует усталость, снижается его участие как в работе, так и в отношениях. «Хочется курить, пить и есть сладкое, иногда наблюдается повышенная чувствительность», — описывает это состояние Андрей Евдокимов. Чтобы выйти из него, достаточно выделить время на отдых и «время для себя», добавляет он.
ретья стадия уже требует применения психологических практик, например, осознанности или проработки проблем с психологом, потому что человек становится недовольным окружением и собой. Практика осознанности — это тренировка управления вниманием. Можно заняться медитацией, дыхательной гимнастикой или рефлексией.
Две последние стадии эмоционального выгорания характеризуются хроническим стрессом, потерей работоспособности и даже угрозой жизни или карьере. Здесь решать проблему нужно уже с профессионалом.
Чтобы не доводить до выгорания, не усугублять психологические проблемы и быть в ресурсе, по словам Андрея Евдокимова, важно следовать нескольким простым принципам. Основные шесть правил для поддержания ресурсного состояния звучат так:
- завершайте начатое вовремя;
- делайте позитивную переоценку проблем через их плановое решение;
- измените свои ожидания и переосмыслите поражение;
- делите большую победу на маленькие этапы;
- начинайте работать со своей психикой прямо сейчас;
- помните о творчестве: создавайте безопасное пространство для полного проживания эмоционального цикла.
Это позволит сделать собственное повседневное состояние более ресурсным, а значит, улучшить психологическое состояние и повысить качество жизни, уверен эксперт.
Стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики специально для HSE.Daily
Все новости автора
Иванова Наталья Львовна
Академический руководитель магистерской программы НИУ ВШЭ «Психология в бизнесе», профессор факультета социальных наук