Куда пойти учиться: выбор школы может повлиять на всю дальнейшую жизнь
Исследования показывают, что социально-экономический статус семьи довольно сильно влияет на академические достижения детей, что создает образовательное неравенство: у детей из семей с невысоким доходом на старте меньше шансов достичь высоких результатов, отмечает Юлия Керша, младший научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ.
В то же время о влиянии школы на будущие достижения науке известно пока не так много. Сложность состоит в том, чтобы отделить эффект школы от эффекта семьи. Результаты исследований показывают противоречивые результаты: одни демонстрируют способность школы к сокращению неравенства, другие — к воспроизведению.
Целью своего исследования Юлия Керша поставила как раз отделение эффекта школы от эффекта семьи, чтобы понять, как образовательное учреждение влияет на академические результаты. В качестве основного показателя была взята социально-экономическая композиция школы (СЭК). «СЭК — это сборная характеристика контингента школы, средний социально-экономический статус всех учащихся. Чем выше показатель СЭК, тем благополучнее контингент», — пояснила она.
Предыдущие исследования в этой области показали, что СЭК школы может быть даже важнее с точки зрения влияния на будущие достижения, чем статус семьи. «Композиция школы формирует и среду, и притязания учащихся, которые в нее попадают, и практики учителей», — объясняет Юлия Керша. Где выше композиция, там выше ожидания учеников и учителей, сложнее программа и выше достижения на выходе.
В результате исследования эксперт пришла к выводу, что отдельное влияние школы на академические достижения есть и является достаточно сильным. Дети из семей с одинаковым статусом, попадая в школы с разной социально-экономической композицией, демонстрируют разные академические достижения.
Например, 83% учеников школ с высокой композицией продолжат обучение в 10-м классе, а в школах с низкой — только 63%. Также учащиеся школ с высокой СЭК с большей вероятностью будут поступать в вузы, чаще успешно оканчивают их и чаще идут в магистратуру.
Получается, что школа оказывает влияние не только на академические успехи в процессе обучения школьника, но и на жизненную траекторию своего ученика в дальнейшем. «Школа с 1-го класса начинает формировать возможности ученика. Выбор школы может повлиять на всю дальнейшую жизнь», — резюмировала эксперт, отметив, что школа скорее способствует воспроизведению неравенства, чем его сокращению.
Пока научное сообщество не может предложить решение этой проблемы. По мнению исследовательницы, перемешать все школы было бы слишком радикальным решением. Кроме того, «в России это будет иметь дополнительные издержки в виде больших расстояний между некоторыми школами». Необходимо проводить дальнейшие исследования в этой области для более детального понимания влияния школы на неравенство, подытожила Юлия Керша.
Еще одним проявлением неравенства в образовании может служить отсутствие возможности у некоторых групп населения посещать обычную школу. В частности, у коренных малочисленных народов Севера (КМНС), ведущих кочевой образ жизни. Доклад на эту тему представила студентка НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Виолетта Давыденко.
Не все северные регионы могут обеспечить представителям КМНС получение образования. Эта проблема имеет несколько возможных решений. Первое — школа-интернат. Однако следует помнить, что интернат — это большой стресс и для детей, и для их родителей. Ребятам, которые всю жизнь прожили на изолированных территориях в окружении только своих родственников, крайне сложно адаптироваться к новым условиям.
Другое, самое эффективное на сегодняшний день решение — распространение практики кочевых школ. Такие школы могут быть организованы двумя способами: учителя кочуют вместе с семьями либо периодически приезжают на места их стоянок. Подобный вид обучения является оптимальным для представителей КМНС, так как обеспечивает получение образования и при этом сохраняет комфортную психологическую обстановку и привычный образ жизни, подытожила докладчица.
Стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики специально для HSE.Daily
Все новости автора
Керша Юлия Дмитриевна
Младший научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ