В Вышке прошла командная олимпиада школьников «Высшая проба» по программированию
17 апреля состоялся основной этап командной олимпиады школьников «Высшая проба» по программированию. Ребята использовали знание различных языков программирования, чтобы решить предложенные алгоритмические задачи. Своими впечатлениями и планами на будущее поделились с новостной службой портала участники из Москвы.
Командная олимпиада школьников «Высшая проба» по программированию проводится уже в третий раз. Участие в ней принимают команды школьников 7–10-х классов. В каждой команде по три человека, при этом они могут учиться в разных школах и даже в разных городах.
Основному этапу олимпиады предшествовал квалификационный этап, совмещенный с регистрацией. Команды должны были решить не менее двух из трех предложенных несложных задач, чтобы их пригласили к участию в основном этапе соревнований. Формат основного этапа предполагал как очное, так и заочное участие по выбору каждой из команд. Предпочтения разделились примерно поровну: половина команд выбрала онлайн-формат, который проводился с использованием самопрокторинга при помощи программы OBS Studio.
По сравнению с предыдущим годом число городов, принимающих участников основного этапа в очном формате, увеличилось втрое — с 6 до 19! Очные состязания впервые прошли на Дальнем Востоке (в Петропавловске-Камчатском и Хабаровске) и за пределами России (в Могилеве, Мозыре и Витебске).
На основном этапе олимпиады командам предлагалось 12 алгоритмических задач (задачи на нахождение алгоритма для решения бесконечного ряда отдельных однотипных задач, как правило вплетенных в определенный «сказочный» сюжет. — Ред.), для которых участники должны были, работая на одном компьютере, написать код на C++, Python 3 или PascalABC.NET. Решения команд автоматически проверялись и оценивались в специальной системе. Задания олимпиады подготовлены студентами факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ под руководством директора Центра студенческих олимпиад ФКН Михаила Густокашина. Также в проведении олимпиады были задействованы волонтеры факультета – их работу координировал эксперт центра Николай Чуйкин.
«В этом году задачи были на порядок сложнее», — поделился ученик 10-го класса школы №57 Максим Козлов отнюдь не с чувством досады, а скорее наоборот. «В прошлом году мы решили задачи меньше чем за половину времени и разошлись по домам. В этом году было сложнее, но мы приятно провели время. Порешали интересные задачи и сейчас идем гулять по Москве», — признается он.
Похожее отношение к спортивному программированию и у школьников из Физтех-лицея им. П.Л. Капицы — Ивана Белецкого, Александра Сушина и Алины Мансуровой. Их команда «Бородинςкий хλеб» справилась со всеми задачами, кроме последней, которую многие участники олимпиады между собой прозвали «гробовой». Ребята сошлись во мнении, что командные олимпиады нужны в первую очередь для удовольствия. «Мы пришли сюда не за привилегиями, а ради интереса и драйва», — говорят они.
Восьмиклассники из команды IT-1514 учатся в школе №1514, а про олимпиаду узнали от преподавателей кружка по программированию. «Было прикольно и сложно, а задачки были достаточно интересные», — говорит участник команды Матвей Давидян. Отборочный этап показался не особо сложным, однако на основном возникли проблемы: команда решила только 3 из 12 заданий.
Одна из особенностей командных олимпиад — развитие навыков работы в команде и распределения работы между всеми, отметили участники Степан Маляровский и Мирон Махлин из школы №179, оба из команды «КМС по геоме».
«Было много задач: некоторые мы читали и сразу писали код, а над одной втроем думали целый час. Для хорошего результата важно уметь равномерно распределить работу, чтобы один не делал работу за троих и компьютер не простаивал», — рассказал Мирон. У команд были разные подходы: одни делили задачи между участниками, другие же прорабатывали все задания сообща, распределяя роли уже во время написания кода. «Мне больше нравятся индивидуальные соревнования, там нет ощущения, будто ты что-то не доделал», — поделился Степан.
Многие признались нам, что к участию в олимпиаде их привел спортивный интерес и желание весело провести время. Ребята отметили также высокий уровень организации соревнования. В Вышке, говорят юные программисты, олимпиады проходят без проблем: организаторы отзывчивы, все участники находятся в равных условиях без доступа к интернету. «Организация в Вышке, как всегда, очень крутая. Компы классные, да и кормят вкусно», — подчеркнул Дмитрий Фешин из команды DNA.
Сейчас для участников наступило время томительного ожидания объявления победителей и призеров олимпиады. Итоги будут подведены ориентировочно 25 апреля 2022 года после завершения постпросмотра видеозаписей команд, выбравших онлайн-формат, на предмет соблюдения ими правил участия в состязании.
Победители и призеры командной олимпиады получают дополнительные баллы за индивидуальные достижения при поступлении на ряд образовательных программ НИУ ВШЭ, а став студентами, могут претендовать на получение гранта президента РФ.
Старшеклассники, участники командной олимпиады, уже задумываются о том, куда идти учиться дальше. Ребята из команды «Три горячих клавиши» — Захар Галкин, Алина Смолькина и Даниил Земсков — планируют поступать в университет в следующем году, поэтому уже сейчас перед ними стоит непростой выбор. Захар и Даниил выбирают между МФТИ, ИТМО и Вышкой, а Алина хочет попытать счастье на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ.
«В основном олимпиады по информатике проходят в личном зачете, но участвовать вместе с командой намного интереснее, — считает Михаил Густокашин, директор Центра студенческих олимпиад ФКН. — Можно обсудить идеи, поделиться эмоциями и получить гораздо лучший результат, чем тот, который могут достичь три человека по отдельности. Такой вид соревнований может пробудить и поддержать интерес у тех, кто не так давно начал заниматься алгоритмическим программированием. Мы старались сделать задачи доступными широкому кругу участников. Для решения большинства из них достаточно иметь уровень, примерно соответствующий муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады по информатике. Попробовать силы и сравнить свои успехи с результатами участников олимпиады можно, решив общедоступный виртуальный тур».
Текст: стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Семен Васильев и Милена Серкебаева