Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Права роботов и говорящие младенцы: что обсуждают на Научных боях в НИУ ВШЭ

Права роботов и говорящие младенцы: что обсуждают на Научных боях в НИУ ВШЭ

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Во втором полуфинале V сезона Научных боев в Центре культур Вышки сошлись четверо ярких молодых ученых. Какие задания провоцируют студентов списывать на экзаменах, как младенцы учатся разговаривать, есть ли авторские права у искусственного интеллекта, как нанести удар по ложной скромности — каждый исследователь представил свою научную работу, а публика и жюри выбрали победителя, который сможет побороться за главный приз сезона — академический тревел-грант.

Правила Научных боев просты: в каждом батле четверо участников, у них по 10 минут на представление своего научного исследования; никаких сопровождающих презентаций — в ход идут только харизма и личное обаяние. Победитель полуфинала V сезона получает право защищать честь университета на первом межрегиональном Science Slam, который пройдет в Москве в начале июня.

Участниками полуфинала стали София Бикмулина (ОП «Юриспруденция»), Дарья Мицюк (ОП «Фундаментальная и компьютерная лингвистика»), Егор Сагитов (МП «Измерения в психологии и образовании»), Анна Фисенко (МП «Позитивная психология»).

Победителя определяют итоги зрительского голосования и мнение членов экспертного жюри. В этот день молодых ученых оценивали аспирант и преподаватель факультета права Джамали Кулиев, научный сотрудник факультета социальных наук Екатерина Каширская, старший преподаватель факультета социальных наук Анна Иванова-Край и сотрудник Международной лаборатории языковой конвергенции Алина Русских.

Лингвистика с пеленок

Первой на ринг вышла Дарья Мицюк с исследованием на тему «Всё понимают, ничего не говорят: как младенцы учат слова». Она взялась выяснить, а главное — рассказать, как детям до двух лет удается из непонятного «жужжания семьи» запоминать слова и находить языковые закономерности.

Сначала, выяснила она, дети усваивают те слова и слоги, которые слышат чаще всего, и выводят так называемые статистические правила языка. Например, учатся называть маму мамой вслед за другими членами семьи.

После освоения статистических закономерностей малыши начинают улавливать ударения. Так, юные исследователи приходят к выводу, что в словах из двух слогов ударение чаще всего падает на первый. Дарье Мицюк удалось подтвердить это эмпирическим путем: в ходе эксперимента младенцы до года слушали последовательность из слогов и реагировали только на те, где ударение падало на нужный слог.

Научить студентов списывать? Легко!

«Как сделать так, чтобы все студенты начали списывать» — так звучала тема Егора Сагитова, второго участника полуфинала. В лучших традициях «Вредных советов» Григория Остера молодой исследователь рассказал, как не надо организовывать процесс обучения, чтобы сделать академическую среду более честной.

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Опрос, проведенный среди студентов нескольких российских вузов, показал: статус университета, выбранное направление обучения и возраст студента очень мало влияют на его потенциальную склонность к списыванию. Куда более значимой переменной стал формат занятий. Как убедился Егор Сагитов, главная причина того, что студенты списывают, состоит в следующем: чем чаще преподаватель на занятиях предлагает студентам переписывать и пересказывать учебные материалы, тем чаще они потом реализуют аналогичную стратегию на экзаменах. Чему научились, то и воспроизводят.

А поэтому, уверен исследователь, дискуссии и решение кейсов должны стать лучшими друзьями всех участников образовательного процесса.

Не обижайте роботов

Если кто-то считал право скучным занятием, связанным лишь с исками и текстами законов, то это представление изменится после выступления Софии Бикмулиной «Защищая искусственный интеллект: право на страже творчества». Студентка взялась рассказать о том, как с юридической точки зрения защищается авторство произведений, созданных искусственным интеллектом.

Регулировать авторские права в этой области непросто. Хотя бы потому, что нейросети воспроизводят элементы художественного произведения из заданного человеком кода, а соответственно, и авторство на объект должно быть закреплено за хозяином робота.

С другой стороны, искусственный интеллект и роботы в ближайшем будущем могут стать полноценными членами нашего общества, и тогда их права должны будут защищаться. София Бикмулина предложила в качестве инструмента защиты прав честных роботов использовать смежные авторские права на произведение: они дают автору робота право на созданные объекты искусства, а искусственному интеллекту — право на их исполнение и использование.

Без ложной скромности

Завершила жаркие бои на научном ринге Анна Фисенко с темой «Феномен ложной скромности». Ее исследование дает ответы на вопрос, которым все задавались, но мало кто пытался заниматься всерьез: зачем мы порой принижаем собственные достоинства, если сами при этом уверены в их значимости и важности?

Анна Фисенко полагает, что скромность — это качество человека, здраво оценивающего свои достижения и спокойно принимающего комплименты. В то же время так называемая ложная скромность связана с феноменом преуменьшения собственных достоинств, которые человек в глубине души оценивает вполне высоко.

Главная цель такой манипуляции — получить еще больше подтверждений собственной значимости от окружения. К такому приему чаще всего прибегают люди с внешним локусом контроля — привычкой видеть причину успехов и неудач в не зависящих от человека факторах. Однако, как успокоила публику исследовательница, ложная скромность выполняет и позитивную функцию: она является адаптивным механизмом для установления близкого контакта с другими людьми.

По результатам зрительского голосования победу в батле одержала Дарья Мицюк, второе место заняла Анна Фисенко. Победители поблагодарили зрителей за поддержку и пообещали продолжить работу над исследованиями.

Научные бои — студенческий научно-популярный проект, реализуемый в Вышке с 2016 года. Молодые ученые представляют публике свои исследования в разных областях, используя не презентации, а только ораторское искусство и реквизит. Каждые Научные бои состоят из выступлений четырех участников, по итогам проводится голосование среди зрителей и жюри. Победитель получает возможность выйти в финал сезона и побороться за главный приз — академический тревел-грант.