Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Алексей Сазанов: мы не перестанем обучаться лучшим практикам международного налогообложения

В феврале 2022 года налоговая политика РФ существенно изменила вектор развития. Во многом это стало ответом на внешние шоки, санкции и новые вызовы, вставшие перед всеми отраслями российской экономики. В каком направлении теперь станет меняться налоговая политика РФ, могут ли власть и бизнес помочь друг другу и как – выясняли участники Московского финансового форума.

Участники Московского финансового форума – 2022

Участники Московского финансового форума – 2022
сайт МФФ (На МФФ обсудили трансформацию налоговой системы | Новости МФФ 2022 (minfin.ru)

Дискуссия между представителями государства и бизнеса развернулась на сессии «Налоговая политика нового времени: от международной интеграции к внутренней настройке» МФФ-2022, в работе которого принимали участие стажеры Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики.

В последние годы интеграция международных практик в налоговую сферу РФ была ключевым направлением деятельности Федеральной налоговой службы (ФНС), Минфина и других государственных органов. Однако по словам заместителя министра финансов РФ Алексея Сазанова, после февраля 2022 г. “вектор работы развернулся на 180 градусов”.

В частности, перед регуляторами встал ряд новых вызовов, связанных с необходимостью поддержки внутреннего спроса и стратегически важных технологических отраслей, насыщением внутреннего рынка товарами, работами, услугами. В качестве срочных мер был реализован ряд инициатив – обнуление импортных пошлин по большой номенклатуре товаров и услуг, повышение порога на ввоз товаров для личного пользования до 1000 евро, упрощение таможенного администрирования, отмена НДС на золото при продаже физическим лицам банками, а также предоставление налоговых льгот в сферах IT-индустрии, радиоэлектроники и нефтепроизводства. “Мы планируем и дальше оперативно отвечать на запросы бизнеса”, – заявил Алексей Сазанов, добавив, что считает еще одним стимулом для насыщения внутреннего рынка доступ к специальным административным районам (САРам), которые призваны стать для компаний альтернативой офшорным юрисдикциям.

Оперативные решения, принятые налоговыми регуляторами весной-летом 2022 г. действительно оказали поддержку бизнесу, однако ввиду своего срочного характера и ограниченного круга получателей они не могут являться надежным долгосрочным подспорьем для всего частного сектора экономики, напомнила заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Ольга Ануфриева. “Разговоры о снижении общей налоговой нагрузки сейчас не могут иметь место, но что государство действительно может бизнесу предложить, так это предсказуемость. Конечно, налоговую систему нужно донастраивать, чтобы она соответствовала текущим реалиям, но таким образом, чтобы бизнес всегда понимал, чего ему ждать хотя бы в рамках одного года”, – подчеркнула Ольга Ануфриева.

К расширению диалога с бизнесом призвал и руководитель Федеральной налоговой службы России Даниил Егоров: “Бережливое отношение к каждой компании, к каждому плательщику – это то, на что сегодня нужно обращать максимум внимания”, – отметил он.

Частному сектору, продолжил он, со своей стороны необходимо оказать содействие государству путем предоставления данных. В то же время глава ФНС признал, что сделать это будет непросто: послабления по обязательному публичному раскрытию информации финансовых учреждений, госкомпании и других организаций были введены для снижения рисков санкционного давления.

Напомним, что одними из первых эти меры на себе ощутили финансовые организации: еще в марте ЦБ разрешил российским банкам не раскрывать основные формы отчетности по российским стандартам бухучета (РСБУ) «для ограничения рисков кредитных организаций, связанных с введенными западными странами санкциями». Позже послабления также получили негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. Постановлением правительства РФ компаниям, чьи акции торгуются на фондовом рынке, было разрешено самим определять перечень публично раскрываемой информации. ФНС также закрыла часть информации из реестра отчетности непубличных компаний, скрыв текстовые пояснения к денежным показателям, а у части компаний – и сами базовые финансовые показатели. Кроме того, прекращена публикация ряда данных макроэкономической статистики, о внешней торговле и платежном балансе.

 “Мы очень долго шли к тому, чтобы данные становились более открытыми. Экономика лучше обрабатывается, в ней лучше принимаются решения, когда данные открыты. Тренд на все большую закрытость компаний понятен – данные используются против них же для применения санкций – но мы где балансы будем искать?”, – подчеркнул Даниил Егоров.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей, президент, член Ученого совета НИУ ВШЭ Александр Шохин подчеркнул, что действительно очень важно поддерживать каждую компанию.

“Хочется верить, что мы вышли на плато, хотя у нас сейчас там плавный спуск идёт ещё, так сказать, после крутого падения. И понятно, чтобы выйти на плато и “оттолкнуться от дна,” – ещё какое-то время какие-то усилия здесь потребуются. Здесь важно, с одной стороны, не принимать решений, которые помешают этому процессу, а с другой стороны, – надо принимать решения, которые позволят, по крайней мере, не усугублять ситуацию”, – сказал он.

Участники дискуссии сошлись на том, что фокусирование на внутренней настройке и прекращение сотрудничества с западными партнерами не должно означать полный отказ от международных практик в налогообложении. “Должны ли мы создавать свою самобытную налоговую систему и “шарахаться” от любых совпадающих с международными налоговых институтов? Я думаю – нет. Теперь мы не связаны многими обязательствами и можем брать из международного опыта только то, что нужно российской экономике. Не следует при этом отрицать пользу практик, разработанных западными коллегами”, – отметил председатель Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по бюджету и налогам Михаил Орлов.

Эту позицию поддержал генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса Тадзио Шиллинг: “Несмотря на беспрецедентную сложность текущих условий, европейский бизнес продолжает работать в России – хотя бы только по этой причине не стоит отвергать международный опыт в налоговой сфере”.

В ответ Алексей Сазанов подтвердил намерение Минфина и дальше оставаться открытыми миру по вопросам налоговой политики. “Безусловно, мы будем продолжать следить за изменениями в мире и будем реагировать на них теми инструментами, которые у нас остались. Нам остается наблюдать со стороны, но это не значит, что мы перестанем обучаться лучшим практикам международного налогообложения”, – подытожил он.