Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Это вам не буриме: может ли коллективный роман быть шедевром

Что значит коллективное творчество, когда речь идет о литературном произведении? Двойственности социокультурного феномена коллективного романа посвятила свое выступление проектный менеджер магистратуры «Литературное мастерство» факультета гуманитарных наук Александра Каверкина на ежегодной конференции «Теории и практики литературного мастерства», которую проводит НИУ ВШЭ.

Это вам не буриме: может ли коллективный роман быть шедевром

iStock

Начиная разговор о коллективном романе, важно прояснить, что вкладывается в это определение и чем отличается такое литературное произведение от, например, так называемого романа-буриме.

Коллективный роман, уточняет Александра Каверкина, — это более общее понятие, оно предполагает совместное творчество. Роман-буриме — литературная игра: каждому следующему участнику предлагается продолжить текст с момента, на котором остановился прошлый «игрок», и главная задача — усложнить работу другим, используя замысловатые ходы.

В случае с коллективным романом, напротив, нужно упростить друг другу задачу: договориться о единой сюжетной линии, единой стилистике (или же о гармоничном разнообразии). Это подводит нас к первым характеристикам коллективного романа как именно социокультурного явления, отмечает Александра Каверкина. Во-первых, это наличие специфического процесса, который сам по себе рассматривается как артефакт. Во-вторых, то, что этот роман является результатом коллективной человеческой деятельности.

Первым примером коллективного романа стала книга «Вся семья», опубликованная в 1908 году. Над ней работали 12 авторов, каждый был ответственен за своего персонажа и описание его жизни. Авторство при публикации не разглашалось, читателю предлагалось самому соотнести писателя и текст. Тайна была раскрыта гораздо позже. Среди создателей «Всей семьи» оказались такие ныне известные писатели, как Генри Джеймс, Элизабет Уорд, Генри ван Дайк, Мэри Фримен и другие.

Другой яркий пример — роман «Амурские волки», опубликованный в 1912 году. Это первый российский коллективный роман. Художественная ценность и качество этого произведения, по мнению Александры Каверкиной, весьма спорны, однако «Амурские волки» переиздавали дважды, что большая редкость для такого типа литературы. На популярность «Амурских волков», продолжила эксперт, обратил внимание и доктор филологических наук, профессор Александр Урманов, проводивший исследование к 100-летию издания романа.

«Как известно, заслуживающая серьезного отношения художественная проза в Приамурье появилась лишь в начале 1900-х годов. Правда, как обычно, в центре читательского внимания оказались отнюдь не самые качественные произведения — не повести Фёдора Чудакова “Из детства Ивана Грязнова” и “Дочь шамана”, например. Увы, самой большой популярностью у амурских читателей начала XX века пользовался “коллективный роман из жизни Приамурья ‘Амурские волки’, в создании которого ключевую роль сыграл скандально известный журналист и издатель А.И. Матюшенский — единоличный автор еще нескольких подобных произведений на местном материале”», — процитировала Александра Каверкина выдержки из исследования профессора Урманова.

Самый известный пример коллективного русского романа — «Большие пожары», изданный в 1925 году. В его написании принимали участие Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Алексей Толстой, Исаак Бабель и другие знаковые писатели. Автором идеи выступил Александр Грин. Интересно, что после его публикации коллективные романы стали выходить каждый месяц, они были посвящены будням советского человека — работе заводов, фабрик, союзным стройкам. Но ни один из них не заслужил статуса шедевра.

Коллективный роман, отмечает Александра Каверкина, — это двойственный социокультурный феномен. Он и рассматриваться должен с двух сторон: со стороны процесса и со стороны результата. Для этого жанра не так важна тематика, в то же время там обязательно присутствует большое количество персонажей и сюжетных линий. При разнообразии целей, преследуемых авторами, сохраняется относительное единство средств: четкое построение, «крючки» от одной главы к другой.

«Первая книга для меня («Вся семья». — Ред.) — это удачный эксперимент. Он доказывает, что несколько человек под руководством известного писателя могут написать роман и получится неплохо. Вторая книга («Большие пожары». — Ред.) — действительно хороший роман, вне зависимости от того, сколько человек его написали», — подчеркнула Александра Каверкина.

В ежегодной конференции «Теории и практики литературного мастерства» принимают участие студенты магистерской программы «Литературное мастерство». Выпускники получают возможность в ходе конференции представить публике свои романы. В текущем году в рамках молодежной секции прошла серия дискуссий об актуальных литературных тенденциях, об интересах молодых читателей.