Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Приоритеты господдержки: кому в России нужно помогать в первую очередь

Распределение более 2,2 триллионов рублей, выделяемых ежегодно на  госсубсидии, переводится на единые правила и цифровую площадку. Реформирование системы, предложенной Минфином в мае этого года, активно обсуждается в правительстве. Минобрнауки поддерживает такой подход и уже с 2024 году готов предлагать единую цифровую площадку для конкурентного отбора на получение субсидий регионам и муниципалитетам. О том, как сделать систему господдержки более понятной, прозрачной и эффективной, чиновники, бизнес и эксперты говорили на Московском финансовом форуме – 2022.

Приоритеты господдержки: кому в России нужно помогать в первую очередь

Московский финансовый форум

Мерам господдержки и механизмам их мониторинга было посвящено сразу несколько сессий МФФ-2022, в работе которого принимали участие стажеры Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики.

Единые нормы, адресная помощь

По словам заместителя министра финансов РФ Алексея Лаврова, «ежегодная господдержка экономики составляет порядка 2,2 трлн рублей». И доля расходов федерального бюджета на субсидирование только растет: если в 2019 году такая поддержка составляла 6% в общем объеме расходов бюджета, то сейчас показатель вырос до 9,8%, – добавил он, выступая на сессии “Унификация правил предоставления средств государственной поддержки от “А” до “Я”.

В целях повышения эффективности расходов, продолжил Алексей Лавров, необходимо обеспечить прозрачное и оперативное распределение средств госбюджета. «Для этого мы предлагаем установить единые требования предоставления субсидий», – подчеркнул он.

Изменение системы распределения льгот и субсидий в правительстве обсуждают с начала бюджетной реформы в 2010 году. Существующие правила предоставления субсидий регулируются многочисленными ведомственными актами и бюджетными механизмами, вводятся фрагментарно и слабо увязаны с показателями эффективности. Из-за этого порой некоторые компании получают целый набор мер поддержки, а государство сталкивается с неэффективным использованием бюджетных средств.

В мае этого года Минфин подготовил в Бюджетный кодекс поправки по унификации правил распределения субсидий и предложил перевести процесс в электронный формат. Предполагается, что отбор получателей субсидий будет проводиться в электронном виде — в ГИС «Электронный бюджет» или на сайтах региональных и муниципальных информсистем.

Эту тему также обсуждали на сессии «Новые форматы мер поддержки как основной фактор успешной трансформации экономики».

«Выбор наиболее эффективных инструментов поддержки — крайне важная задача. Когда мы говорим о результативности, необходимо помнить, что востребованность некоторой меры со стороны бизнеса не означает всегда востребованность со стороны государства», – заявила заместитель министра экономического развития РФ Полина Крючкова. «Когда мы вкладываем бюджетные деньги, надо отвечать ещё на один вопрос: соответствующие инвестиции, соответствующий спрос – он существовал бы без государства? Это некое приращение [спроса] или мы замещаем государственными деньгами деньги частные? И, конечно, задача именно в том, чтобы обеспечивать прирост инвестиций, прирост спроса и так далее, а не замещение», – подчеркнула она.

С таким подходом согласился член Совета директоров Банка России, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута. «Структурная перестройка экономики подразумевает, что мы должны определить, какие именно компании и в каких секторах нуждаются первоочередно в поддержке. Для этого нам необходимо определить таксономию (систематизировать – Ред.) этих компаний. Причем очень важно, чтобы эта таксономия была определена на уровне принципов – не закрытый перечень компаний, а описание признаков, которые позволяют обеспечить в дальнейшем максимальную прозрачность и максимальную эффективность мер поддержки», – пояснил он. В настоящее время, по словам Мамуты, его ведомство активно и прицельно работает над трансформирующимися потребностями экономики.

Значительную роль в формировании планов поддержки сейчас играют регионы: в частности, их возможность получать обратную связь от предприятий и оперативно принимать точечные решения. По словам заместителя председателя правительства Московской области Екатерины Зиновьевой, самыми успешными мерами поддержки в первой половине 2022 года стали расширение субсидирования предприятий, помощь системообразующим компаниям, интеграция электронного формата в процесс оказания мер поддержки бизнеса, а также упрощение ряда регуляторных процедур для малого и среднего бизнеса.

Министр экономического развития Челябинской области Иван Куцевляк выразил уверенность, что федеральный центр и субъекты РФ, диверсифицируя меры поддержки, могут добиться большей эффективности, как это показал опыт программной помощи во время пандемии.

Единый подход – единая площадка

Параллельно разработке единых правил предоставления субсидий обсуждалась и работа над развитием цифровой площадки, которая призвана сделать более понятной и прозрачной саму систему предоставления субсидий.

Директор Департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса министерства финансов России Елена Громова пояснила, что «приоритетной задачей для министерства было не создание единой площадки, а разработка единых правил, по которым создавались бы все субсидии».

«Задача была создать единый ресурс и собрать информацию о всех субсидиях в едином месте», – добавила она.

Единая цифровая площадка для проведения отбора получения субсидий, должна быть установлена по крайней мере на федеральном уровне, отметил заместитель министра науки и высшего образования Андрей Омельчук. «С 2024 года, возможно, мы будем предлагать эту площадку в формате сервиса, субъектам и муниципалитетам». – добавил он.

Эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Владимир Саськов:

Ключевым параметром оценки эффективности государственного субсидирование как отдельных экономических субъектов, так и отраслей в целом должны выступать такие показатели как: уровень локализации производства; увеличение добавленной стоимости (в данном случае подразумевается отнюдь не маржинальность производства, а уровень интеллектуальной и технологической составляющей); повышение производительности труда; в ряде случаев оценочным критерием может выступать увеличение рабочих мест.

Учитывая финансовые возможности, равно как и масштабность задач развития экономики, программы отраслевого субсидирования должны находится исключительно на федеральном уровне с возможностью регионально соучастия по софинансированию отдельных бизнес проектов, обеспечивающих развитие производственного регионального потенциала.

Единая цифровая площадка, выступающая в роли аккумулятора заявок на отраслевое субсидирование в достаточной мере способно обеспечить прозрачность процесса распределения субсидий. Причем в зависимости от отраслевой специфики целесообразно внедрить в практику не одну, а несколько цифровых площадок, в целях формирования специфических отраслевых правил оценки эффективности запрашиваемых и выделяемых субсидий.