Популяризация или коммуникации: зачем продвигать науку в массы?
Автор: стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики Мария Кутидзе
В 2021 по заказу Российской академии наук (РАН) было проведено тематическое исследование, которое показало любопытные, но противоречивые результаты: 64% россиян заявили, что им интересна наука, при этом не более 10% смогли назвать имена конкретных ученых.
Как вы считаете, лукавили ли респонденты, обратилась модератор дискуссии, директор по цифровым медиа и продвижению НИУ ВШЭ Анна Подпрятова к участникам встречи. Ведь с одной стороны, показатель заинтересованности высокий, но с другой – малорезультативный.
Руководитель команды внешнего продвижения социальных сетей «ВКонтакте» Вячеслав Прохоров отметил, что тут надо уточнить: что респонденты подразумевают под наукой? Неудивительно, если массовый потребитель информации считает наукой канал РЕН-ТВ, призраков и другие паранаучные явления. Это им интересно. Ответить же напрямую, что наукой они не интересуются, для многих – признание собственной глупости, полагает Прохоров.
Научный редактор «ПостНауки» и продюсер «YouTube-cтудии Велижанина» Адель Цебенко полагает, что количество людей, заявивших об интересе к науке во время опроса, вполне верное. «Если бы у тех же людей спросили, хотели ли бы они заниматься здоровым образом жизни, то те же 60, 70, а может и 80% ответили бы, что да. Что для них значит интересоваться наукой? Что рано или поздно, когда-нибудь, они решат что-то прочитать и узнать», — отмечает она.
Не знать имена ученых – абсолютно нормально, продолжает Андель Цебенко. Когда она сама училась в школе, то интересовалась наукой и читала журнал «Наука и Жизнь», но множество сложных, длинных имен не запоминала. И это нормальная практика для большинства людей. В целом, отметила эксперт, наука людям интересна, но наука простая, легкая, которую «можно жевать, как жвачку в метро», но с более глубоким подходом дела обстоят уже сложнее.
Статистика здесь мало о чем говорит, ведь задан был социально-одобряемый вопрос, обратил внимание директор Центра академического развития студентов, старший преподаватель факультета социальных наук Андрей Кожанов. И здесь, по словам социолога, гораздо интереснее 46%, ответившие «нет». Скорее всего, это были более обдуманные ответы, и они несли в себе какую-то рефлексию. Для ясной картины в подобных случаях необходимы дополнительные вопросы: зачастую они могут полностью перевернуть понимание ситуации.
В качестве примера Андрей Кожанов напомнил о другом опросе, который проводился 10 лет назад. Тогда у людей, заявивших, что интересуются наукой, спросили: хотели ли бы они, чтобы их дети ей занимались. И во многих случаях ответом было твердое «нет».
Пять лет назад наших соотечественников спрашивали: какая область науки их больше всего интересует. Как и свойственно жителям России, большинство ответили: космос. Но когда их попросили назвать важные события в этой области, почти никто не мог вспомнить что-то кроме первых полетов Юрия Гагарина и Валентины Терешковой.
Проблема среды
Начальник отдела научных коммуникаций НИУ ВШЭ, координатор программ Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ) Людмила Мезенцева обратила внимание на неоднородность медийных каналов: по данным ряда опросов, для более чем 60% россиян телевидение все еще является основным источником информации, и если эти люди не видят на экране ученых, то неудивительно, что не знают их. Они не находятся с ними в одном информационном поле.
Руководитель направления «Зарубежная наука» профильной редакции ТАСС Александр Терешев отмечает, что интерес к науке – это пример абстрактного интереса. Мы живем в техносреде, и эта среда контактирует с нами. То, насколько активно среда с взаимодействует мозгом читателя, зрителя или слушателя, и объясняет знание или незнание каких-то вещей. Еще одним объяснением является тот факт, что современная наука становится все более и более коллаборативной: на слуху открытие крупных проектов, но они «в стиле Средних веков» — обезличенные и анонимные.
Говоря о том, насколько сложно бывает продвигать научный контент, Терешев обратил внимание аудитории и коллег на то, что механизмы восприятия информации еще не до конца поняты и могут работать в противовес ожиданиям агрегаторов новостей. То, что, казалось бы, должно заинтересовать читателей, набирает ничтожное количество просмотров, а другие темы неожиданно могут привлечь огромное количество трафика.
Многие имеют неправильное представление о своих интересах, сами того не осознавая, добавил Андрей Кожанов. А потому даже социологические исследования не дают полное понимание картины: любые данные не являются точным отражением реальности.
Тему подачи научно-популярного контента продолжила Адель Цебенко. Ссылаясь на опыт работы канал «ПостНаука», она обратила внимание, что на YouTube и в целом в социальных сетях постоянно приходится конкурировать с большим количеством развлекательного контента. В отличие от научных материалов, он привлекает зрителей своей провокационностью и простотой.
Важно признать, что есть несколько пластов научного знания, которые условно можно разделить на легкую и понятную, так называемую популярную науку – про мозг, болезни, человеческие отношения, психологию и т.п.; и на тяжеловесную, разобраться в которой архисложно даже опытным специализированным журналистам. Это не значит, что сложной наукой заниматься не нужно, важно отдавать себе отчет, что это контент для небольшой аудитории – для сотен человек, а то и меньше.
Вячеслав Прохоров обращает внимание, что и для самих ученых зачастую рассказать о своей деятельности доступно, «на пальцах», почти невозможно: у специалистов есть оправданный снобизм по поводу сложности своих исследований. Объяснить их ребенку возможно, только если в запасе есть 10-15 лет, а массовая аудитория не подготовлена к любому сложному контенту, не только научно-популярному, добавляет он.
Популяризация науки или научные коммуникации?
В ходе дискуссии стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ задала экспертам вопрос о специфике самого термина «популяризация науки»: в таком виде он существует только в российском дискурсе. В англоязычной культуре используется понятие «научные коммуникации». При этом само слово «популярность» имеет негативную коннотацию, как преходящее явление, подразумевающее наличие четкой иерархии, движение от научного центра к необразованной периферии. Коммуникации же, напротив, предполагают горизонтальные связи. Что такое эти терминологические различия – всего лишь языковая особенность или они отражают ситуацию, в которой находится научная среда в России?
Отвечая на вопрос, директор по цифровым медиа и продвижению НИУ ВШЭ обратила внимание, что фразу «популяризация науки» мы знаем из медиа, туда этот термин попал непосредственно от заказчика – государства. Для самой Анны Подпрятовой, как для работника медиа, слово «популярность» негативной коннотации не имеет, но понятие «коммуникации», конечно же, ближе: в отличие от PR оно подразумевает и работу с сообществом, и нетворкинг. «Это слово отзывается нам больше. Мы за коммуникацию», – подытожила она.
Вячеслав Прохоров в своем ответе сослался на лекцию «Связь языка и мышления» Светланы Бурлак: «Здесь наблюдается своего рода уроборос, когда с одной стороны, терминологические различие определяется тем, как в принципе менялось отношение». В США у университетов существуют целые глобальные отделы, цель которых – раскручивать себя. В России многие университеты все еще функционируют как почтовые ящики: в них что-то происходит, но это известно только в узком кругу, это обсуждается на симпозиумах, но не более того, добавил он.
Слово и его коннотация – сложная тема. Андрей Кожанов напомнил, что «в сибирском отделении РАН существует отдел под названием «Популяризация и пропаганда науки». Между тем внутри Вышки профильный отдел, имеющий схожий функционал, как раз и называется «Научные коммуникации», подчеркнула Людмила Мезенцева, которая руководит этим направлением.
Стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики
Все новости автора
Кожанов Андрей Александрович
Директор Центра академического развития студентов
Мезенцева Людмила Викторовна
Начальник отдела научных коммуникаций
Подпрятова Анна Александровна
Директор по цифровым медиа и продвижению
Радаев Вадим Валерьевич
Первый проректор ВШЭ