Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

«Возможно, зеленые активы — товар роскоши»: как инвесторы оценивают ESG-вложения

В январе 2020 года одна из ведущих мировых инвестиционных компаний Black Rock объявила своим новым стандартом инвестиции в устойчивое развитие. Этому тренду последовали многие. Чем ESG привлекает инвесторов и может ли «зеленый» курс обернуться гигантским пузырем рассуждал Дмитрий Чеботарев — выпускник вышкинской программы «Экономика», аспирантуры INSEAD по финансам, исполняющий обязанности доцента Бизнес школы университета Индианы в Блумингтоне.

«Возможно, зеленые активы — товар роскоши»: как инвесторы оценивают ESG-вложения

iStock

Вебинар Дмитрия Чеботарева «ESG инвестирование: очередной обман или попытка изменить мир?» был организован факультетом экономических наук и проходил в формате ужина с выпускником.

Тренд на «зеленость»: быть или казаться?

ESG — это способ оценки компании не только по финансовым результатам, но и с точки зрения ее влияния на окружающую среду, сотрудников и общество. В ESG факторах учитывается, вкладывается ли компания в благотворительность, установку очистных сооружений, создает ли достойные условия труда для сотрудников, и насколько вообще она следует целям устойчивого развития, принятым Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году.

Значение термина ESG зашифровано в самой аббревиатуре: E или Environmental — окружающая среда (экология); S или Social — социальная сфера; G или corporate Governance — сфера управления. Инвесторы смотрят на все три направления. С их точки зрения, инвестиции в ESG становятся вложением в устойчивое развитие. И в последние годы это существенный тренд в индивидуальном инвестировании и управлении активами.

Дмитрий Чеботарев

«Например, в 2006 году одна из крупнейших американских компаний-инвесторов пенсионных накоплений TIAA-CREF продала большой пакет акций The Coca-Cola Company, потому что KLD (в настоящий момент – MSCI, компания, специализирующаяся на аналитических исследованиях в области инвестиций; оценки MSCI – один из самых уважаемых в мире индикаторов – Ред.) исключила The Coca-Cola из рейтинга социально ответственных фирм», — отмечает Дмитрий Чеботарев. Наличие или, наоборот, отсутствие ESG-рейтинга влияет на действия крупных институциональных инвесторов, при этом, по статистике, наибольшее внимание они уделяют социальному фактору, добавляет выпускник.

Банки также обращают внимание на ESG: растет количество тех, кто обещает не инвестировать в «плохие» компании. «Фирмы, находящиеся в начале своего пути, понимают, что будут привлекать капитал по более высокой ставке, если не будут достаточно зелеными», — подчеркивает Дмитрий Чеботарев.

Понятно, что в этих условиях сами компании стремятся казаться «зеленее» – и ключевое слово здесь «казаться»: зачастую они идут по пути наименьшего сопротивления и, например, предпочитают просто продать особо «грязные» производства, а не инвестировать в очистные сооружения.

Фонды «зеленых» инвестиций

Свой интерес к ESG проявляют и индивидуальные инвесторы: часто он может быть связан с их персональными ценностями или обеспокоенностью за собственную репутацию. Так, по словам Дмитрия, исследования показывают, что в Sin stocks (дословно «Акции греха» – бумаги предприятий, производящих табачные изделия, алкоголь и т.п. — Ред.) не инвестируют те, кто не хочет ассоциироваться с такими компаниями напрямую. Напротив, ESG уместно рассматривать как анти-Sin stocks, привлекающие тех же инвесторов, которых отпугивает, например, табачный бизнес.

Интерес индивидуальных инвесторов к ESG означает, что можно создать фонд, который их привлечет: фонды, которые позиционируют себя как инвесторы в устойчивое развитие, занимаются мониторингом, они очень чувствительны к тому, инвестируют ли компании в ESG, и могут изменять свою политику в зависимости от этого.

«Голосование деньгами — самое искреннее голосование в мире», — отмечает выпускник.

Индивидуальных инвесторов могут заинтересовать вложения в ESG, если они сами столкнулись с проблемами окружающей среды. Результаты исследования, которое в настоящий момент проводит Чеботарев вместе с коллегами из Копенгагенской школы бизнеса в Дании, показывают, что люди, которые переезжают в зону, близкую к точке загрязнения, начинают больше инвестировать в «зеленые» акции. И даже покидая это место, не отказываются от «зеленых» инвестиций. «Тот опыт, который они пережили, с ними остается надолго», — отмечает выпускник.

Однако ценности ESG важны для инвесторов в первую очередь в стране и в регионе, где они сами проживают. «Если какой-нибудь завод в Сибири будет куплен иностранной компанией, инвесторам, как правило, будет все равно, какого цвета выпадет снег вокруг завода, сколько перьев останется у лебедей в ближайшем пруду, они буду просто извлекать прибыль», — объясняет Дмитрий Чеботарев.

Тенденции роста ESG-инвестиций в США
Тенденции роста ESG-инвестиций в США
Слайд из презентации Дмитрия Чеботарева

До первого кризиса

Можно ли назвать инвестиции в ESG однозначно выгодным вариантом? Это большой вопрос. А станем ли мы инвестировать «во что-то зеленое», пока не разберемся с остальными проблемами, особенно если они встают очень остро?

Исследования показывают, что «зеленые» активы приносят хороший доход в основном в хорошие времена, в плохие же — падают сильнее, чем остальной рынок, отмечает Дмитрий Чеботарев. «Такие активы мы продаем первыми, когда рынок поворачивается в отрицательную сторону. Это один из показателей, что, возможно, зеленые активы — товар роскоши», — полагает он.

Есть сомнения и относительно доходности этих активов. «Если мы говорим про ESG, как про критерий, нас сдерживающий, который не дает нам проинвестировать во все акции в мире, то оптимум с ограничениями не должен быть лучше, чем оптимум без ограничений», — подчеркивает выпускник.

ESG-инвестирование также может снижать информационную эффективность рынка: мы принимаем решение, инвестировать дальше или нет, ориентируясь на цену. «Когда набегает куча зеленых инвесторов, цена оказывается выше, и это «зашумляет» информацию о финансовом состоянии компании», — отмечает Дмитрий Чеботарев.

«Сейчас инвестирование в ESG — это глобальный тренд. Есть мнение, что это пузырь и он однажды лопнет. Но в настоящий момент я не вижу для этого оснований. Напротив, фактор ESG — возможность улучшить нашу жизнь, сделать компании более зелеными, дружелюбными к сотрудникам и людям, которые живут вокруг», — подытожил выпускник.