Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Дорога к PhD: как построить свой путь в академическую науку

Каждый студент хоть раз задумывался о своей жизни после окончания бакалавриата. Как минимум после вопроса рекрутера «Кем вы себя видите через 5 лет?». Бывшие студенты программы «Экономика» и Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ Кира Сильвестрович и Артем Липин предложили свои варианты ответа. О путях получения PhD и построения исследовательской карьеры они рассказали в рамках «Ужина с выпускниками», организованного факультетом экономических наук НИУ ВШЭ.

Дорога к PhD: как построить свой путь в академическую науку

iStock

Встреча с выпускниками ФЭН была посвящена научной карьере и ответу на вопрос, что лучше — predoc или исследовательская магистратура. Чтобы выработать собственный ответ, стоит пройти несколько этапов.

Нулевой шаг: определяемся с терминами

Для начала стоит разобраться в терминологии.

Predoctoral fellowship — это (обычно) двухлетняя работа исследователем в формате полной занятости. Трек помогает подготовиться к PhD и дает возможность поработать даже с нобелевскими лауреатами. Чем-то predoc может напоминать позицию научного ассистента. Основные отличия — это большая ответственность за качество анализа данных (работа, совершаемая во время predoc, ложится в основание научных работ) и возможность более творчески подходить к работе.

Есть два типа predoc-позиций: predoc-программа и автономный набор, который осуществляется отдельным профессором. Predoc-программы отличаются от позиций автономных профессоров тем, что они подразумевают, во-первых, наличие кураторов программ, которые организуют различные мероприятия, например помогающие с дальнейшим поступлением на PhD, а во-вторых, наличие целой когорты предоков, которые могут стать вашими друзьями. Ключевым отличием этого трека от магистратуры является сам статус: это полноценная работа, а не продолжение образования.

Masters student — это студент магистратуры. Магистратура может быть нужна по нескольким причинам. Первая — желание глубже узнать специальность, которую вы получили в бакалавриате. Однако при этом никто не гарантирует, что учеба в магистратуре не будет во многом повторением пройденного ранее материала.

Вторая возможная причина пойти в магистратуру — смена специальности или ее корректировка. Это может быть полезно, поскольку после окончания зарубежной магистратуры на работу за границей устроиться будет легче, чем сразу после бакалавриата. Если вы думаете о магистратуре для дальнейшей работы, будет нелишним узнать статистику трудоустройства после выбранной вами магистратуры.

Артем Липин

Третья мотивация для того, чтобы стать masters student, — получение хороших рекомендаций для поступления в аспирантуру. «Магистратура — это отличный шанс усилить свою заявку», — подчеркивает Артем Липин.

Оба направления — и predoctoral fellowship, и masters student — важны и значимы для поступления в аспирантуру. «Сейчас, чтобы поступить в топ-10 школ, predoc — это уже не конкурентное преимущество, а обязательное условие, чтобы быть конкурентным», — отмечает Кира Сильвестрович.

Ни predoc, ни исследовательская магистратура, к сожалению, не гарантируют дальнейшего поступления на PhD. Однако они могут дать нетворкинг, возможность пройти PhD-курсы, уникальный жизненный опыт и рекомендательное письмо от авторитетного профессора.

Шаг первый: определяемся с желаниями

Исследовательская карьера требует от будущего абитуриента много времени и сил. Обычно путь к PhD в топовом университете состоит из нескольких этапов, которые можно зафиксировать в нескольких треках. Самыми популярными опциями являются undergrad — predoc — PhD и undergrad — masters student — PhD. В последнее время все большие обороты набирает путь, включающий в себя оба варианта. В силу достаточно витиеватого пути средний возраст на predoc, по опыту Киры Сильвестрович, — 25 лет. Поступить на PhD можно и сразу после бакалавриата, но попасть на топовую программу в этом случае бывает непросто.

Кира Сильвестрович

От будущего предока потребуется достаточно большой пул навыков — от веб-скрейпинга (технология получения веб-данных путем извлечения их с веб-ресурсов), хорошего владения STATA (статистический программный пакет, разработанный StataCorp для работы с данными, визуализации, статистики и автоматической отчетности; используется исследователями во многих областях науки) и знания языка программирования Python до навыков машинного обучения. «Программирование учится так: ты гуглишь — делаешь, гуглишь — делаешь», — делится Кира Сильвестрович.

Помимо технических навыков, для отбора в магистратуру или на predoc обычно требуется сильное резюме, отличные оценки, рекомендательные письма от профессоров, владение английским, сдача тестов GRE/GMAT и TOEFL/IELTS.

Также важно для себя определить, насколько сильно вы живете наукой. «Академия (академическая наука. — Ред.) — занятие сомнительное, специфичное и в целом не для всех», — шутит Артем Липин. Но даже если вы разочаруетесь в академических реалиях, то все равно существуют такие карьерные опции, как research industry (отраслевые исследования) и свободные вакансии в глобальных корпорациях, добавляет он.

Шаг второй: выбор места

Дальше важно изучить, в какой по рангу и расположению университет вы хотите. По мнению Артема Липина, «PhD в Европе — обычно хороший вариант, если вы не слишком амбициозный человек». Для топового PhD нужно ехать в США, а для успешного поступления будет полезен predoc или сильная исследовательская магистратура. 

Если же вам «нравится ресерч, нравятся исследования, какие-то статейки, модельки, все такое, но при этом акула из вас не выходит», то, по мнению Артема Липина, программа master in research + PhD где-нибудь в Швеции, Нидерландах или Люксембурге может отлично подойти.

Шаг третий: собираем силы и документы

«То, что во многом определяет успех вашего поступления, — это рекомендации. Все остальное скорее второстепенно», — полагает выпускник Вышки. Сильная рекомендация, по словам Артема Липина, состоит из двух частей: подписи хорошего и именитого профессора и комментария, раскрывающего студента как исследователя и инициативного научного ассистента, а не просто хорошего ученика.

При отборе на predoc также нужно быть готовым к многочисленным этапам: скрининг, интервью, техническое задание, его защита и финальное интервью. «Первое интервью — проверка на адекватность», — отзывается о своем опыте Кира Сильвестрович. Его основная суть — посмотреть на реальный опыт кандидата и его уровень владения языком.

Техническое задание обычно представляет собой классические задачи RA: скрейпинг данных, их чистка, анализ. Защита же может проходить в нескольких форматах — эконометрические кейс-интервью или защита кода. Финальное интервью обычно проходит непосредственно с профессором, и на нем в основном обсуждаются научные интересы.

Навыки важны, но без ясного научного интереса далеко не уйдешь: после определения широкой области интересов помочь сузить ее может частое чтение научных статей, советует Кира Сильвестрович. Можно, по ее словам, также устроиться стажером в лабораторию, направление деятельности которой, как вам кажется, совпадает с вашими научными интересами. Также приветствуются большой опыт на позиции RA и качественно сделанные курсовые и дипломная работы.

Однако одними навыками все не ограничивается. «Нужно держать в голове, что, когда вы подаетесь не из США, вы конкурируете с людьми, которые поступают после магистратуры Гарварда. Также есть проблема visa sponsorship», — отмечает Кира Сильвестрович.

Важно учитывать и то, что релокация — это дорого. Зарплата или стипендия приходят не сразу, соответственно, нужно заранее приготовить деньги для снятия жилья, обустраивания дома и покупки необходимых для жизни вещей. Подача заявок на магистратуру зачастую платная. Билеты, виза, сдача сертифицированных экзаменов — все это важно вносить в свои расходы. Помимо этого, сроки подачи зачастую смещены по сравнению с Россией, поэтому здесь тоже нужно быть внимательным и аккуратным. Хотя позицию предока можно получить и неожиданно: профессора не сильно привязываются к календарю.

«Если ты собираешься в академию, к отказам нужно относиться абсолютно спокойно, потому что это нормальная часть жизни», — подчеркивает Кира Сильвестрович. Главное — готовиться и не бояться.