Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Точка креатива: как в Вышке прошел финал Всероссийского конкурса «ТопБЛОГ»

17–18 ноября в НИУ ВШЭ прошел финал второго сезона Всероссийского конкурса «ТопБЛОГ» президентской платформы «Россия — страна возможностей». 198 финалистов из 53 регионов России посетили открытые дискуссии и мастер-классы от ведущих экспертов медиаиндустрии, включая представителей факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.

Участники проекта презентовали свои решения 10 кейсов по разработке рекламных кампаний. 27 победителей из 19 регионов России получили специальные призы от компаний — партнеров проекта.

27 финалистов из 19 регионов России

«ТопБЛОГ» — проект президентской платформы «Россия — страна возможностей». В рамках финала блогеры решали кейсы от партнеров по разработке рекламной кампании. Финал конкурса проходил в течение трех дней. Последние два дня прошли в здании НИУ ВШЭ на Покровском бульваре.

Дмитрий Земцов

«Университеты исторически всегда были ключевой точкой концентрации молодой энергии, креатива и жажды исследований, — заявил проректор Высшей школы экономики Дмитрий Земцов. — Именно здесь рождается новое знание, каждый человек в поиске открытий просвещается сам и помогает заряжать других. Именно эту энергию мы сегодня наблюдаем на финале проекта “ТопБЛОГ”. Я верю, что такие инициативы дарят новые возможности нашим талантам».

В дни финала проводились защиты кейсов команд, сессии с экспертами и награждение победителей конкурса. Была организована и большая интерактивная программа, включавшая воркшопы от известных блогеров, ведущих экспертов медиаиндустрии, интерактивы на партнерских зонах: «ВКонтакте», «Одноклассники», «VK Образование», «VK Клипы», YAPPY, программ «Другое дело» и «Больше чем путешествие». Одной из активностей в зоне «ВКонтакте» стал мастер-класс от актера, режиссера, сценариста Сергея Штепса по ведению аккаунта в социальных сетях.

Была открыта зона интервью с научным руководителем экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущим экспертом НИУ ВШЭ Евгением Сжёновым.

В рамках деловой программы финала проекта «ТопБЛОГ» состоялось 12 мастер-классов и воркшопов от известных блогеров, ведущих экспертов медиаиндустрии и сотрудников социальных медиаплатформ. В состав экспертного жюри вошли: старший директор по коммуникациям НИУ ВШЭ Андрей Лавров, директор по цифровым медиа и продвижению НИУ ВШЭ Анна Подпрятова, заместитель директора Института медиа ФКИ ВШЭ Екатерина Семенова и Дмитрий Шелухин, заместитель декана факультета креативных индустрий ВШЭ.

Традиционные медиа против блогосферы

Одной из экспертных сессий образовательной программы форума проекта «ТопБЛОГ» стал public talk на тему «Традиционные медиа против блогосферы», организованный Институтом медиа ФКИ ВШЭ. Спикеры обсудили роль блогеров в медиапространстве, тенденции современного медиарынка, а также поделились профессиональным опытом со студентами и участниками проекта.

Говоря о сегодняшней структуре медиапотребления, выступающие отметили растущую роль блогеров и контента в интернете. Ведущий программы «Видели видео?» Первого канала Александр Смол подчеркнул, что YouTube дал возможность зрителю выбирать, кого смотреть и чьей позиции придерживаться. При этом, как отметил блогер и основатель музыкального издательства DNK Music и группы компаний DIDENOK TEAM Кирилл Диденок, плюрализм и свобода выбора хоть и открывают новые возможности, но требуют критического осмысления потребляемого контента. «Задача блогеров — привлечь аудиторию и просмотры. Они вынуждены постоянно повышать градус, из-за чего делают много ошибок», — предостерег он.   

Чтобы защитить себя от недостоверной информации, крайне важен анализ потребляемого контента, подчеркнул профессор Института медиа ФКИ ВШЭ Олег Дмитриев. И здесь необходимо критически подходить к любой получаемой информации, даже если она предоставлена блогером, которому вы доверяете.

Создание информационного контента, как и любая другая сфера, требует экспертного знания. «Так и с медициной: вы можете лечить себя сами, прочитав всю медицинскую литературу, а можете обратиться к профессионалу», — подчеркнул Александр Смол.

Чтобы стать профессионалом, необходим системный подход к обучению: для того чтобы полететь, достаточно подняться на высокое здание, но устроит ли вас результат этого полета? «Все, что делается, делается только через труд. Просто так ничего не дается. Чтобы действительно летать, надо построить самолет, для этого нужно учиться», — подчеркнул ведущий.

Не менее важно понимать потребности и запросы своей аудитории. «Человеку интересен человек. Все остальное — лишь декорации, дополнение человеческой истории», — отмечает Александр Смол. Мы изучаем звезды и то, как они устроены, но больше всего мы хотели бы увидеть там похожего на нас человека, добавил он. Истории об обычных людях — самое интересное, что можно рассказать аудитории.

«Проект “ТопБЛОГ” — это полноценное медиакомьюнити, которое задает правильный вектор развития эффективных коммуникаций и транслирует качественный контент, — подчеркнул руководитель проекта “ТопБЛОГ” Дмитрий Бескромный. — Несмотря на то что блогер — это уже относительно неновая профессия, рынок все еще формируется. Комплексный подход к развитию блога требует специальных и актуальных навыков самопродюсирования, соответственно, и обучения. Проект помогает не только определиться с тематическим направлением блога, но и сформировать необходимые компетенции для грамотного развития и масштабирования».

Медиаакселератор для НКО

В ходе форума «ТопБЛОГ» также состоялась презентация проекта «Медиаакселератор для НКО». Студенческие команды Вышки под руководством наставников из индустрии презентовали игровые и анимационные социальные видеоролики, выбранные по конкурсу заявок от некоммерческих организаций России. Это спецпроект ФКИ ВШЭ, в рамках которого студенты и эксперты Вышки участвовали в создании социальной рекламы для некоммерческих организаций.

«Вы даже не НКО помогаете. НКО — это только вершина во всей этой инфраструктуре. Вы помогаете людям, народу нашему, российскому. А люди, которые живут в нашей стране, — это выдающиеся люди», — сказала директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова.

«Ты смотришь эти ролики и понимаешь, что есть вещи, о которых никогда не думал. И это задача этих роликов — заполнить лакуны в знании о том, кому мы можем помочь», — отметил Борис Машковцев, генеральный директор киностудии «Союзмультфильм», ставшей генеральным партнером проекта.

В рамках акселератора от НКО поступили более 50 заявок-брифов, из которых восемь были выбраны студенческими командами и их наставниками для производства социальной рекламы. Ролики финалистов уже размещаются на разных платформах во многих регионах страны.

«Выбирать восемь проектов — это очень тяжело. Хочется делать гораздо больше. Как продюсер говорю, что приложу все усилия для того, чтобы в следующем году мы могли бы развиваться и делать не восемь роликов за год, а двадцать восемь. Тем более что теперь в Высшей школе экономики есть Институт кино, который готовит сценаристов, режиссеров, продюсеров и актеров», — отметил заместитель директора Института кино ФКИ ВШЭ Вадим Горяинов.

Торжественная церемония закрытия и награждения победителей второго сезона проекта «ТопБЛОГ» состоялась 18 ноября. «Я думаю, каждый из вас нашел что-то для себя на дистанции нашего второго сезона. Кто-то нашел новых партнеров для коллаборации, кто-то освоил новые площадки, которые раньше были неочевидны, что очень полезно в наше время, — заявил Дмитрий Бескромный. — Вы приобрели новый социальный капитал, сохранили старый и приумножили его. Наши многочисленные кейсы это только показывают».

Материал подготовили стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ София Махайкова и Артем Самойлов