Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Электромобили в России: драйверы развития и перспективы внедрения

Электромобили в России: драйверы развития и перспективы внедрения

Иллюстрация: Мария Грахова

Это второй выпуск серии «Экономика России: аспекты глобального трансформационного сдвига» в рамках совместной работы  Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ с Дирекцией по цифровым медиа и продвижению и Дирекцией по связям с общественностью НИУ ВШЭ.

В дайджест вошли: общая новостная повестка, экспертные интервью, посвященные перспективам внедрения электромобилей и технологии создания аккумуляторных батарей, аналитический обзор о текущем состоянии отрасли в России и в мире и перспективах ее развития, обзор участников отечественного рынка и кейс о компании Tesla.

Одна из самых заметных и важных технологических трансформаций сегодня происходит в мировом автопроме. Электромобили, которые еще пару десятилетий назад выглядели как модные имиджевые игрушки, становятся не только экологически, но и экономически привлекательным средством передвижения.

В силу санкционного давления и ухода иностранных автопроизводителей с российского рынка наша страна оказалась перед дилеммой: догонять уходящий поезд, пытаясь воссоздать теряющий актуальность автомобиль с ДВС, или сделать скачок и сразу запрыгнуть в идущую на полном ходу «электричку», как называют электромобили сами участники рынка.

Разобраться, как решается эта дилемма сегодня, оценить, насколько электродвижение уже проникло в экономику, и обозначить основные векторы его дальнейшего развития — основные цели этого выпуска.

Выводы и наблюдения:

 Электрокары позиционируют как более экологичную технологию и шаг на пути к экономике с нулевыми выбросами CO2. Это одна сторона медали. Другая — развитие беспилотного транспорта, который в силу объективных причин будет ездить именно на электрической тяге. И над обоими трендами — экономика электрокаров, которая становится все более конкурентной. Вместе с развитием технологий меняется и концепция организации городского движения, подход к процессу производства и межотраслевой синергии, в том числе за счет рециклинга.

 Что бы ни происходило в мире, электротранспорт продолжает развиваться: темпы роста продаж электромобилей продолжали увеличиваться и во время пандемии COVID-19, и во время кризисных явлений 2022 года. В России за 10 месяцев 2022 года продажи новых электромобилей выросли на 34%, в то время как в целом продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей упали более чем на 60%. 

 Половина автовладельцев в России готовы пересесть на электромобиль. В первую очередь потому, что он экологичный, во вторую — из-за высоких цен на бензин, в третью — потому, что он выгоднее в обслуживании и эксплуатации.

 Согласно Концепции развития электротранспорта в РФ, к 2030 году каждый 10-й выпускаемый в России автомобиль будет электрическим. По планам уже через восемь лет в стране будут выпускаться порядка 220 тыс. электрокаров в год, а общее число транспортных средств на электротяге превысит 1,4 млн. К этому времени в мире, по расчетам Международного энергетического агентства (МЭА), будет насчитываться уже от 200 до 350 млн электромобилей.

 Как отмечают в Минэкономразвития, выпуск полностью локализованного отечественного электромобиля возможен при создании и развитии отечественных «вытягивающих» производств электрохимии, электромеханики и управляющей электроники.

 На долю батареи приходится не менее 40% стоимости всего электромобиля. Сейчас обсуждаются разные варианты удешевления авто за счет унификации батарей и их вторичного использования в стационарных системах накопления электроэнергии, а также различные схемы финансирования и владения — например, когда электромобиль покупается отдельно, а батарея может поставляться по схеме лизинга.

 В России постепенно выстраивается собственное производство литий-ионных аккумуляторов для электромобилей, намечается освоение нескольких месторождений лития: растущие цены на этот металл на мировом рынке делают эти проекты рентабельными и выгодными. Геологическая служба США оценивает прогнозные объемы запасов лития в России в 1 млн тонн.

Со временем все федеральные трассы РФ будут оснащены необходимой инфраструктурой и полностью открыты для электромобильности и для беспилотников.  

В разговоре о конкурентоспособности и экономике двух разных технологий — ДВС и электромобильности — нужно учитывать множество факторов, подчеркивает ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко.

Константин Трофименко

«Электромобиль может быть дороже машины с традиционным ДВС на этапе приобретения, но окажется дешевле в эксплуатации — хотя бы потому, что будет реже ломаться: у него внутри нет такого количества механических деталей. Хотя, конечно, это в первую очередь зависит от параметров эксплуатации автомобиля.

Сейчас электромобиль дороже из-за редкоземельных металлов в батарейке, но аккумуляторы имеют тенденцию удешевления по мере развития массового производства. Уже сейчас технологии становятся сопоставимы по цене. Экономически электромобиль будет доступен на том же уровне, что и автомобиль с ДВС. К 2030 году точно, но, возможно, и раньше.

Если говорить о новых игроках, то они, безусловно, будут. Илон Маск со своей “Теслой” это уже показал. Анонсируют свои проекты и Google, и Apple: они нацеливаются на беспилотники, а неэлектрические беспилотники в будущем почти немыслимы.

Не исключаю, что на рынок придут совершенно новые игроки и стартапы. Допускаю, что мы можем увидеть на нем и компании из других бизнес-отраслей, которые готовы инвестировать в электромобильность».

Генеральный директор компании «РЭНЕРА» Александр Камашев считает, что глобальный переход к электромобильности и развитие новых технологий, связанных с этим направлением, — проявление эволюционного процесса.

Александр Камашев

«Электромобили — это просто транспортное средство, а электродвижение — переход на новый экономический уклад жизни, сюда входит и новая зарядная инфраструктура, и в целом другое понимание логистики грузов и организации перемещения».

Возникновения серьезного дефицита лития на фоне массового производства батарей для электрокаров Александр Камашев не ожидает, во всяком случае в России:

«На 800–1000% выросла стоимость лития. Продажи электромобилей при такой динамике цен на металлы растут? Растут. Производство аккумуляторов растет? Растет. Это первый фактор.

Второй фактор: Россия — третья в мире страна по запасам лития. Единственная проблема: он здесь более трудноизвлекаемый, чем в ряде других регионов мира. При той цене, которая была до стремительного роста стоимости лития, разработка российских месторождений не выглядела рентабельно. Но сейчас, при растущей цене, такие проекты выглядят уже экономически привлекательно.

И получается, как мы видим, что при высоких ценах на литий рынок электродвижения развивается, и при этом становится рентабельным добывать этот металл в России».

«Экономика России: аспекты глобального трансформационного сдвига» — регулярный дайджест, содержащий подробные обзоры по направлениям развития отраслей экономики России с подбором позитивных практик, экспертизы и рыночных тенденций. Дайджест ориентирован в первую очередь на отраслевых игроков, лиц, принимающих решения, менеджмент заинтересованных компаний и медиа. Первый выпуск дайджеста — «IT-отрасль: трудовые ресурсы» — был посвящен ситуации с кадрами, которые нужны стране для развития цифровой экономики и создания технологического суверенитета, которого сегодня нет практически ни у одной страны в мире.

Читать дайджест