Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Танцы, квизы, космический пес: Вышка отметила Ночь студента — 2023

Танцы, квизы, космический пес: Вышка отметила Ночь студента — 2023

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

В этом году Вышка начала отмечать День студенчества вечером 24 января, когда на Покровке стартовал традиционный диджитал-фестиваль «Ночь». Впервые с 2019 года он проходил в допандемийном формате: викторины, настольные игры, лекции, танцы, мастер-классы не останавливались до 6 утра.

Яркое время студенчества

Активности в разных корпусах Вышки проходили всю ночь, но центром притяжения и символическим сердцем праздника оставалось здание на Покровке. Атриум корпуса превратился в межгалактическое посольство: с высокого стеклянного потолка спускались изображения планет, звезд и галактической пыли; по стенам и полу скользили лучи прожекторов и отблески блестящих шаров. Даже огромный пес, разместившийся в лаундж-зоне с мягкими пуфиками, вызывал ассоциации с героями космоопер.

Дмитрий Земцов
Дмитрий Земцов
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

За десять минут до полуночи к студентам с центральной сцены фестиваля обратился Дмитрий Земцов, проректор НИУ ВШЭ. «Студенческое время — это прекрасное время. Друзья, я поздравляю вас всех с Днем студента!» — сказал он. Дмитрий Земцов подчеркнул, что университетское образование — это не только образовательная программа, на которой нужно много работать, это еще и опыт студенческой жизни, который меняет человека. «Важные вещи происходят за стенами аудитории. То, что у нас появляются такие мероприятия, где все общаются друг с другом, находят друзей, находят новые возможности для себя, — важная часть студенческого опыта университетской жизни», — заключил проректор.

Просто космос

На фестивале прошел и настоящий марафон известных телевикторин.  Эрудиты состязались в игре «Самый умный». Харизматичная ведущая не давала передохнуть участникам викторины «Слабое звено», задавая все более каверзные вопросы. Меломаны выстроились в очередь, чтобы принять участие в «Угадай мелодию», а потом под смех и улюлюканье болельщиков пытались разобраться в знакомых, но ускользающих нотах «Гаудеамуса».

Партнеры Ночи студента — «VK Образование» и Альфа-Банк — у своих стендов предлагали желающим выпить кофе и перекусить. Отдельным ярким элементом программы стала голубая, почти космическая сладкая вата.

В аудиториях, атриуме и вестибюлях проходили квизы, интеллектуальные игры, кибербаскетбол, научные бои без правил, а также лекции, тематические мастер-классы и яркие презентации. Ариадна Данцкер, Cluster IT Lead в Райффайзенбанке, выпускница Вышки и эксперт сервиса развития карьеры «Эйч», провела воркшоп по созданию резюме и поиску первой работы. Алена Буянова из VOVA family выступила с лекцией о метавселенных. Для любителей фэнтези была организована панельная дискуссия писательниц-фантасток, а продюсер клуба «VK Образование» Марина Лубенко провела мастер-класс «Чистота речи в публичных выступлениях».

От телефонной фотосессии до экранизации романа

Константин Лейфер, экс-руководитель редакции фотоинформации ТАСС, доцент факультета креативных индустрий Вышки, провел мастер-класс «Как сделать идеальное фото на телефон?». По его словам, мобильный телефон порой оказывается эффективнее при съемке, чем профессиональная техника: когда люди видят фотографа с огромной камерой, они напрягаются или стараются позировать, а у человека с камерой на телефоне больше шансов остаться незамеченным и уловить естественную грацию модели. Говоря о композиции кадра, Константин Лейфер посоветовал направлять взгляд читателя на главный объект фотографии. Эффект достигается за счет прямых линий: например, линии проводов и бордюров сходятся к концу улицы, где находится главный объект. Другой совет — ловить эмоции людей. Опытные фотографы командуют: «Улыбнитесь! Раз, два, три!» — и снимают на «два». На «три» лицо застывает, и эмоции выглядят неестественно. Надо успеть сфотографировать, пока мимика находится в движении. Фотограф также рекомендовал ловить повторяющиеся формы. Их последовательности называют ритмами. Это могут быть повторяющиеся архитектурные элементы, стоящие в ряд мотоциклы или одинаковый наклон травы и деревьев, гнущихся от ветра.

Мария Погребняк и Дмитрий Лебедев — авторы подкаста «Дневник Лоры Палны» — выступили с лекцией «True crime. Почему нас увлекают криминальные истории?». Корни этого явления можно найти в истории, считают они. На протяжении столетий крестьянам было сложно найти себе развлечения, отметил Дмитрий Лебедев. Из небольшого числа забав выделялись публичные казни. В XVI веке лондонские типографы стали распространять среди грамотной аудитории памфлеты и брошюры о том, кого сегодня казнят. В этих изданиях указывалось не только имя приговоренного, но и его деяния. Где-то там, подмечает Лебедев, и берет начало true crime, который потом вырос в серию очерков Александра Дюма, книги Трумена Капоте и знакомую всем «Криминальную Россию». Когда человек видит нечто страшное, происходит выброс адреналина — это дает ему возможность прожить ужасные вещи в безопасной обстановке, добавила Мария Погребняк. С другой стороны, true crime может быть элементом самоутверждения. «Вы могли украсть конфетку в “Ашане” или нагрубить маме, но, когда на подкасте вы слышите, как кто-то кого-то убил, вам кажется, что вы не такой уж и плохой», — заключила она.

Дарья Сойфер, писатель и сценарист, на своем мастер-классе рассказала о том, как написать книгу, которую захотят экранизировать. «Все, что работает на бумаге, не всегда работает на экране, но то, что работает на экране, на бумаге работает всегда», — подчеркнула она. Чтобы книгу можно было экранизировать, нужно писать ее как бизнес-продукт, отметила эксперт. Добиться результата помогают следующие шаги: анализ рынка (нужно четко понимать свою целевую аудиторию, знать запросы как книжного, так и кинорынка); создание продуманного героя, с которым зритель сможет себя ассоциировать, и трехуровневого конфликта; составление четкой структуры повествования; регулярная работа над книгой; активное продвижение и формирование фанбазы.

От кинопросмотров до мегапати

Ночь студента захватила и площадки Центра культур НИУ ВШЭ, который полностью оправдал свое название и стал зоной притяжения для всех любителей музыки, танцев и разговорного жанра. На Большой сцене выступили кавер-студия Just Dance, Театр НИУ ВШЭ, оркестр Вышки, No Silence, Ингруп СтС, HSE Cheer и другие. Здесь же проходил гитарник HSE. В Малом зале стендап-комики соседствовали с музыкантами, а танцевальный зал превратился в студию танцевальных мастер-классов по семи направлениям — от спортивных бальных до латино и K-pop-каверов. В кинозале тоже шла насыщенная программа: демонстрация фильмов от Французского клуба НИУ ВШЭ сменялась обсуждением короткометражек с HSE Outreach, кинопоказами от Клуба любителей Тейлор Свифт и Китайского клуба.