Токсичные фанаты и договорные матчи: зачем экономистам изучать спорт
Спорт сейчас — целое пространство информации и фактов. Большое количество данных, повторяющихся событий, уникальных случаев позволяет доказывать гипотезы, которые сложно подтвердить другими данными. С точки зрения экономики наличие числовых показателей в спорте создает простор для научных исследований, однако с точки зрения поведенческой экономики и эмоционального аспекта данные о спорте все еще сложно объективно интерпретировать, отмечает Игорь Тылкин. Этот синтез сухих цифр и эмоций вызывает особый интерес у исследователей.
Что футбольные матчи могут сказать о происходящем в стране?
Футбольные матчи и система государственного управления могут быть взаимосвязаны больше, чем кажется. Исследование договорных матчей во времена СССР, проведенное Научно-учебной лабораторией исследований спорта, это подтверждает.
Исследователи проанализировали результаты всех матчей с 1951 по 1989 год и выяснили, что договорные матчи между командами одной республики — распространенное явление в советском спорте. Команды также с высокой вероятностью побеждают в играх, которые следуют за договорным матчем.
Игорь Тылкин
Данное явление, отмечает Игорь Тылкин, было широко распространено в 1950–1960-е годы, когда после смерти Иосифа Сталина руководителем страны стал Никита Хрущев, — это время вошло в историю как оттепель. Практика таких договорных матчей сохранялась и в первые годы правления Леонида Брежнева.
Реформы Хрущева и введение совнархозов децентрализовали управление экономикой, предоставив больше свободы на уровне республик. Так стало проще организовывать договорные матчи, поясняет эксперт. Договорные матчи способствовали лучшему представительству республик на союзном уровне.
Как экономисты могут изучать поведение фанатов?
Еще одно яркое и достойное изучения явление в футболе — поведение фанатов, которые славятся сильной эмоциональной реакцией на любые результаты команд. С развитием интернета и соцсетей актуальным способом выпустить пар для них стал Twitter и другие медийные площадки. И здесь тоже большое поле для изучения.
Так, исследователи лаборатории собрали посты в Twitter, написанные на английском языке в дни футбольных матчей АПЛ с хештегами участвовавших клубов, и нейросеть Detoxify проанализировала 2 миллиона твитов для определения наиболее агрессивных постов. Анализ показал, что самые токсичные и оскорбительные посты публикуются фанатами не только после поражения своей команды. В целом разница по количеству таких твитов после выигранных и проигранных матчей составляет всего 3% в пользу последних.
Количество агрессивных постов также варьируется во время матча. Токсичные посты публикуются в больших количествах в моменты пропущенных голов, но затем во время перерыва и ожидания нового тайма их количество снижается.
Почему спортсмены стараются победить «бывших»?
Не менее интересны, чем фанатское поведение, для исследователей реакции и действия самих спортсменов.
«Футболисты чаще забивают и бьют по воротам, хоккеисты наносят больше бросков, а баскетболисты набирают больше очков, встречаясь со своими бывшими командами», — говорит Игорь Тылкин. Это доказывает анализ 100 матчей, начиная с топ-5 Кубка мира ФИФА и заканчивая матчами НХЛ и НБA, который совместно провели исследователи из ВШЭ, РАНХиГС и РЭШ.
Исследование показало, что игроки ведут себя более эгоистично в ходе матчей с командами, в которых они играли до перехода в другой клуб: меньше передают пасы, предпочитают бить по воротам первыми, забывая, что являются частью большой команды.
Что движет спортсменами? Существуют два очевидных объяснения, подчеркивает Игорь Тылкин. Во-первых, игроки хотят показать свою мотивацию и доказать значимость на поле спортивной битвы; во-вторых, они уже знают слабые места своих соперников, так как играли с ними раньше, и это дает им определенное преимущество. Исследователи уверены, что эффект, обнаруженный при анализе спортивных данных, может наблюдаться во всех областях, где используется наемный труд.
Как развивается наука о спорте в вузах?
Аспирантура по спортивной тематике пока еще менее популярна в университетах, чем, например, традиционные экономические программы. Игорь Тылкин объясняет это тем, что спорт как раздел научного знания начал рассматриваться относительно недавно. Пока в университетах мало мест на программах по спортивному менеджменту или спортивной экономике, но и конкуренция еще относительно небольшая.
Самый эффективный способ получить PhD по одному из направлений спортивной тематики — найти профессоров и экспертов в этой области, проверить наличие свободных мест на их менторство на сайтах университетов и лабораторий исследования спорта, постараться попасть на выбранное направление. В Европе сейчас не так много централизованных аспирантур по спорту, больше всего их в Америке, Австралии, Канаде и Норвегии.
В завершение семинара Игорь Тылкин поделился литературой и интернет-ресурсами, которые помогают исследователям в сфере спортивного менеджмента.
- Научно-популярная литература. Например, книга «Футболономика. Кто выигрывает, кто проигрывает и почему» Саймона Купера и Стефана Шимански.
- Научно-учебная литература, например научные журналы. По мнению спикера, лучшие в своем роде — Journal of Sports Economics и Sport Management Review.
- Подкасты, такие как The (weekly) Sports Piece, и семинары. В частности, еженедельные семинары Лаборатории исследований спорта НИУ ВШЭ.
Стажер Лаборатории экономической журналистики специально для HSE.Daily
Все новости автора
Стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической лаборатории специально для HSE.Daily
Все новости автора
Тылкин Игорь Владимирович
Стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории исследований спорта НИУ ВШЭ