Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

«То, что работает на бумаге, не всегда работает на экране»: как написать книгу, по которой снимут кино

Чтобы книгу можно было экранизировать, ее изначально стоит писать как бизнес-продукт, уверена писатель и сценарист Дарья Сойфер. Она сформулировала шесть шагов, которые проложат путь к успеху. В рамках «Ночи студента — 2023» Дарья выступила в Вышке с лекцией от издательства «Эксмо» «Как написать книгу, которую захотят экранизировать».

Кадр из фильма «Готовы на всё»

Кадр из фильма «Готовы на всё»

Дарья Сойфер — писатель и сценарист, выпускница филфака МГУ, лауреат литературных премий «Рукопись года» 2017 года и My Like 2018-го. Ее роман «Исключение», после того как набрал несколько сотен тысяч прочтений в интернете, был опубликован в серии «Звезда Рунета» издательства АСТ. По ее книге «На грани серьезного» был снят сериал «Готовы на всё», вышедший в эфире СТС в 2021 году.

То, что работает на бумаге, не всегда работает на экране, но то, что работает на экране, на бумаге работает всегда, отмечает Дарья Сойфер.

Обычно, когда сценарист начинает убирать из книги внутренние монологи героя, сюжета не остается. Чтобы книгу можно было экранизировать, ее изначально стоит писать как бизнес-продукт, уверена спикер.

Есть шесть шагов, которые помогут добиться результата.

Шаг 1. Анализ рынка. Нужно четко понимать свою целевую аудиторию, знать запросы как книжного рынка, так и кино. Кроме того, важно не ошибиться с жанром: фэнтези — жанр книжный, а young adult — и книжный, и хорошо экранизируемый.

Дарья Сойфер замечает, что российские продюсеры не любят триллеры отечественных авторов, потому что, «когда почитаешь новости, все равно становится страшнее». Важный творческий момент лежит в поиске личной боли — часто это важно для продюсера.

Шаг 2. Продуманный герой. «Герой типа Обломова, который плывет по течению и сам ничего не делает, или, наоборот, герой, у которого все получается, — это не работает для экранизаций», — подчеркивает эксперт. Важно продумать, чем зритель сможет ассоциировать себя с героем: нужен понятный архетип, желательно с изюминкой. При этом персонаж должен развиваться: в сценарном искусстве существует множество вариантов арок, через которые должен проходить продуманный персонаж.

Шаг 3. Трехуровневый конфликт. Внешний конфликт — проблемы выживания, денег или социального статуса, внутренний конфликт — аспекты любви, дружбы или отцов и детей. Третий уровень конфликта — философский: конфликт ценностного характера и идеалов, противостояния с обществом. Философский конфликт делает историю глубже.

Шаг 4. Создание структуры. Здесь, как с арками персонажей, существует много вариантов. У любой истории, отмечает Дарья Сойфер, есть начало, середина и конец. «Можно снять, как по асфальту летает пакетик, и сказать: это артхаус, я художник, я так вижу. Но я не уверена, что у вас будут большие кассовые сборы», — говорит она.

Для лучшего понимания, как выстроить четкую структуру и яркий сюжет, Дарья Сойфер рекомендует несколько книг: «Спасите котика! Все, что нужно знать о сценарии» Блейка Снайдера, «Киносценарий: основы написания» Сида Филда, «Memo. Секреты создания структуры и персонажей в сценарии» Кристофера Воглера и Дэвида Маккенны, «Скрытые инструменты комедии» Стива Каплана.

Шаг 5. Работа над книгой. Нужно сделать план по главам, то есть скелет текста. А дальше работать регулярно, считая свою выработку. Важно иметь яркое начало, не забывать о деталях (запахи, звуки, пейзажи) и не «слить» финал.

Шаг 6. Массированная атака. Чтобы книга снискала успех, нужно выкладывать ее на профильные литературные порталы, отправлять рукописи в издательства, делать заявки в кинокомпании и не забывать про активное продвижение в соцсетях.

«Идете на литпорталы, собираете аудиторию, потом в издательство со словами “у меня фанбаза”, потом к продюсерам со словами “я издаваемый автор, и у меня фанбаза”», — советует Дарья Сойфер.

Каждый шаг повышает шансы на успех.

«Пушкин расстроен, потому что я говорю не про музу, не про боженьку, — отмечает Дарья Сойфер. — Ну вот в таком мире мы живем».