Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

«Социальный клей или источник конфликтности»: роль животных в жизни города

Дикие и домашние животные являются неотъемлемой частью человеческой повседневности. Они вызывают у людей как восторг и любопытство, так и страх и опасение за свою жизнь. Как сосуществуют человек и животное в урбанизированной среде и с какими проблемами приходится сталкиваться, обсуждали эксперты рабочей проектной группы «Городская повседневность на микроуровне: пространственные практики, эмоции, темпоральность» в рамках семинара «Домашние и дикие животные в городе: как они влияют на повседневность горожан».

«Социальный клей или источник конфликтности»: роль животных в жизни города

iStock

Автор: стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Камила Рафибекова специально для HSE.Daily

От любопытства к гуманности

Интересно, что первое дикое животное, которое приходит в голову горожанину, — белка, хотя их гораздо меньше, чем тех же бездомных собак и кошек, которые также относятся к диким, отмечает доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации факультета социальных наук, руководитель рабочей проектной группы Анна Стрельникова. Это объясняется тем, что дикие кошки и собаки тесно вплелись в человеческую повседневность и приспособились к городской инфраструктуре. 

Анна Стрельникова

Стоит ли считать птиц дикими животными, ведь они представляют собой отдельную категорию для наблюдения? С одной стороны, они также активные жители города, а с другой — человек не часто взаимодействует с пернатыми.

На данный момент существует очень много работ, посвященных особенностям совместной жизни человека и животных в урбанизированной среде. Одно из направлений, в рамках которых рассматривается данная проблематика, — это зооволонтерство, то есть движение людей, которые сплотились, чтобы помогать бездомным животным. Данная тема в первую очередь связана с солидарностью. «Проявление гуманности к животным, неважно, к диким или собственным, — это переход к постматериальному восприятию реальности, то есть выход на более высокий уровень развития ценностей», — подчеркивает Анна Стрельникова. А, к примеру, социологи и археологи изучают ретроспективное отношение к кошкам в Твери и Нижнем Новгороде: как они были одомашнены и какое участие принимали в жизни города.

В большую группу исследований отношения к животным выделяется «идея помощи», когда животное выполняет функцию психотерапевта. Например, канистерапия — это метод лечения и социальной реабилитации с привлечением специально отобранных и обученных собак. Высшая школа экономики ежегодно проводит такое мероприятие в рамках Mental Health Day — Дня психического здоровья, организуемого Центром психологического консультирования НИУ ВШЭ.

Анна Стрельникова полагает: «Необходимо выстроить слаженную группу исследований, касающихся взаимоотношения людей и животных в городской повседневности, проблематизировать их роли как социального клея или источника конфликтности».

Выгул кошек и контактные зоопарки

Участники семинара вместе с членами проектной группы также обсудили новое для городской среды явление — выгул кошек. С одной стороны, это можно расценивать как попытку увеличить уровень свободы животного, что говорит о большем уровне гуманизации. «Изначально кошка воспринималась как атрибут домашнего пространства города, а в настоящее время оно расширяется», — говорит Анна Стрельникова. С другой стороны, кошатники хотят найти свое комьюнити: чувствовать поощрение от выгула «непубличного» животного и закрывать потребность в обратной связи от незнакомых людей.

iStock

Студент первого курса ОП «Социология» Дмитрий Никифоренко решил рассмотреть взаимодействие человека и дикого животного на примере двух групп: «те, кто пришел самостоятельно» и «те, кого привел человек».

Животные из первой группы попадают в город по весомым причинам, таким как голод, нужда или природные катастрофы. Одна их часть, например медведи, зубры, волки, не адаптируется к городской среде. Присутствие таких животных в городе опасно, и они часто попадают под колеса автотранспорта. Другая часть этой же группы — лисы, зайцы, белки — приспосабливается лучше. Их манит обилие пищи и мест проживания. Дмитрий Никифоренко отметил, что дикие животные, в отличие от домашних, взаимодействуют не с человеком, а с окружающей средой, и контактировать людям с ними не надо, стоит поручить это дело городским службам.

Со второй группой — «теми, кого привел человек» — дела обстоят хуже. Их приводят или браконьеры, что является практикой незаконной и незащищенной, или зоопарки. Во втором случае, с одной стороны, есть правовое поле и гарантии, а с другой — существуют же и контактные зоопарки! «Контактные зоопарки вызывают у животных стресс из-за постоянного взаимодействия с людьми, — отмечает Дмитрий Никифоренко, — тогда возникает проблема безопасности, и непонятно, кому хуже — животным или людям». В таком случае взаимодействие диких животных с городской средой происходит неполноценно и негативно, потому что их насильно вытаскивают из естественной среды обитания.

По словам докладчика, использование контактных зоопарков, а также попытки некоторых горожан содержать в обычных квартирах диких животных является одним из этически острых вопросов.

Рабочая группа «Городская повседневность на микроуровне: пространственные практики, эмоции, темпоральность» занимается исследованием организованности городской жизни, изучает логики, рутины и структуры городской повседневности с учетом их эмоционального восприятия.