Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Помирить Курно и Бертрана: модель олигополистической конкуренции

Для анализа в теории международной торговли и экономики обычно используются модели совершенной и монополистической конкуренции. В случае последней предполагаются симметричные взаимодействия и большое количество независимых фирм. Президент бельгийского Центра исследования операций и эконометрики Клод д’Апремон предлагает использовать олигополистическую модель с малым числом фирм. Свой доклад «Общее олигополистическое равновесие и курноанская конкуренция» он представил на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции.

Помирить Курно и Бертрана: модель олигополистической конкуренции

iStock

Автор: Татьяна Вятохо, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily

Клод д’Апремон поставил задачу создать такую модель олигополии (вида несовершенной конкуренции, при котором между собой соревнуется малое число фирм), чтобы ее можно было использовать для анализа. При этом модель должна была преодолеть трудности, возникавшие при использовании моделей совершенной и монополистической конкуренции.

Клод д’Апремон

Речь идет о следующих проблемах.

— В модель общего равновесия трудно интегрировать стратегические взаимодействия между фирмами, которые те используют по договоренности.

— Появляется проблема выбора между количеством и ценой Антуана Курно, экономиста, философа и математика, который создал модель конкуренции через объемы производств компаний, и Жозефа Бертрана, французского экономиста и математика, сформулировавшего свою ценовую модель в 1883 году.

Эти трудности хорошо известны и общепризнанны, говорит д’Апремон. Для разрешения первой из них создается модель из двух секторов: сектор с несовершенной конкуренцией, производящий различные виды товаров, и сектор с совершенной конкуренцией, производящий однородный товар. Важным компонентом является допущение о разделяемости, учитываются две стороны конкурентного поведения фирмы: конкуренция внутри сектора с целью завоевания доли рынка и конкуренция с остальной экономикой с целью увеличения размера рынка. Д’Апремон предлагает пойти дальше и создать многосекторальную модель, продолжив разделение.

Способ обойти вторую трудность заключается в том, что нужно правильно понять дихотомию Курно — Бертрана, считает д’Апремон. Правильное противопоставление заключается в объединении конкуренции за размер рынка (Курно), которая предполагает совпадение интересов производителей, в остальном не склонных к сотрудничеству, и конкуренции за доли рынка (Бертран), которая отражает противоречивые интересы производителей.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ЭТИХ ДВУХ АСПЕКТОВ КОНКУРЕНЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ПЛОДОТВОРНЫМ СПОСОБОМ РАЗРАБОТКИ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ КОНКУРЕНЦИИ ПО СООТНОШЕНИЮ ЦЕНЫ И КОЛИЧЕСТВА МЕЖДУ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ АГРЕССИВНЫМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ
Клод д’Апремон

Исследователь Кайл Стигерт из Висконсинского университета и ученый из департамента сельскохозяйственной и прикладной экономики Висконсинского университета в Мэдисоне Рё Сакамото в 2017 году применили предложенную модель конкурентоспособности на розничном рынке молотого кофе в США. Результаты, по словам д’Апремона, свидетельствуют о том, что рыночная власть занижена в модели, которая устанавливает цены по Бертрану.

Во-первых, выяснилось, что они используют трехступенчатую систему спроса: распределение между производством молотого кофе и всеми другими отраслями (верхний уровень), распределение между доминирующим сегментом и периферийным сегментом (средний уровень) и распределение внутри доминирующего сегмента (нижний уровень).

Во-вторых, после проведения «тестов на отделимость» выяснилось, что бренды кофе Folgers и Maxwell House, скорее всего, можно отделить от других продуктов: оба находятся в доминирующем сегменте, все остальные бренды включены в периферийный сегмент.

В-третьих, результаты показывают, что расчетные параметры конкурентной устойчивости для брендов кофе Folgers и Maxwell House близки к нулю. «Это очень убедительно свидетельствует о том, что Folgers и Maxwell House действуют в сговоре», — отмечает д’Апремон.

В отличие от моделей совершенной и монополистической конкуренции, предлагаемая методология не исключает всех стратегических взаимодействий в поведении фирм, направленном на интеграцию. При этом модель все еще остается удобной для анализа.

Ключевым элементом, обеспечивающим успех этого подхода, является базовое упрощение, новаторски предложенное американскими экономистами Авинашем Дикситом и Джозефом Стиглицем в 1977 году (модель Диксита — Стиглица. — Ред.), — допущение разделяемых взаимодействий. Более систематическое использование этого допущения позволяет значительно упростить подход к пониманию того, как фирмы формируют предложение, подчеркивает докладчик.

«Проблема неопределенности» в олигополии, образованная дихотомией цена — количество, может быть превращена в преимущество. Условия равновесия приводят к эмпирически проверяемой формуле, зависящей от параметров непрерывного действия, которые могут быть оценены, добавляет Клод д’Апремон.

Граф Клод д’Апремон Линден — бельгийский экономист, профессор Католического университета Лувена, Центра исследования операций и эконометрики и департамента экономических наук. Он получил степень доктора философии (диссертация в области принятия решений) в Высшей школе бизнеса Стэнфордского университета в 1973 году. Его научные интересы сосредоточены на математической экономике, теории социального выбора и организации производства. В 1995 году он был удостоен бельгийской Премии Франки в области гуманитарных наук.